У детей с диагнозом задержка психического развития, сопровождающегося большим количеством сопутствующих дефектов, мотивация к учебной деятельности явно понижена. В то же время современному обществу нужны образованные, предприимчивые люди. Как же реализовать этот государственный заказ педагогу, который обучает школьников с низкой мотивацией к обучению, к коммуникации, к самостоятельности и затруднениями в логическом и критическом мышлении? Являясь воспитателем в коррекционной школе-интернате для обучающихся с ЗПР, в своей практике (а это в основном внеурочная деятельность) я уже в течение четырех лет использую проектную технологию как средство для коррекции мотивации к обучению у младших школьников. За это время пришло полное осознание того, что именно проектная методика - одно из наиболее продуктивных средств, реализующих данные цели. Кстати, по моим наблюдениям, развитие коммуникативных навыков у детей с ЗПР способствует качественному развитию и других метапредметных результатов. Именно поэтому я и решила поделиться с коллегами опытом в этой области.


«Мой воспитатель говорит...»
Умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности не только важное условие нормального психологического развития ребенка, но и одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Неумение ребенка организовать общение может спровоцировать личностные и поведенческие нарушения, способствовать появлению замкнутости или чувства отверженности.
Общение обучающихся с особыми возможностями здоровья нуждается в корректировке, в правильном направлении со стороны педагогов. Отношение к себе, своим чертам характера у воспитанников школы-интерната в связи с их круглосуточным пребыванием в учреждении, по сути, повторяет оценку окружающих. Часто в ответ на просьбу описать свои качества, ответить на вопрос «Какой я?» обучающийся может сказать: «Мой воспитатель говорит, что я непослушный, грубый, не убираю вовремя свои вещи, что я ленивый» или «Мой учитель говорит, что у меня все хорошо получается, что я внимательный, послушный».
Сосредоточиться на развитии коммуникативных навыков в рамках проектной деятельности во внеурочное время стоит еще и потому, что основная часть обучающихся школы-интерната в разной степени испытывают трудности в общении. Они не умеют по собственной инициативе обратиться к сверстникам и педагогам, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют согласовывать свои действия с партнерами по общению или адекватно выражать им свои симпатию и сопереживание. В будущем, при переходе в основную школу, ребятам, окончившим коррекционную школу-интернат, общительность и умение контактировать с окружающими людьми будут жизненно необходимы. От умения расположить к себе окружающих людей, взаимодействовать со сверстниками с нормой развития будет зависеть их успешность в обучении и общении.

Характеры есть даже у деревьев!
Все разработанные в нашей школе-интернате проекты реализуются в рамках ФГОС во внеурочной деятельности, но всегда являются дополнением к предметным областям, так как специфика работы воспитателя в школе-интернате тесно связана с сотрудничеством с учителем. Он в единстве занимается образовательным процессом в определенном классе, отвечает за уровень качества образования и воспитания.
Метод проектов - это дидактический инструмент в руках мастера-педагога, который создает уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности обучающихся в постижении нового, стимулирует их природную тягу к непознанному, помогает овладеть новым способом деятельности.
Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Это деятельность, направленная на решение проблемы, сформулированной самим учеником. А что же такое проект для педагога? Это дидактическое средство обучения, оно позволяет прививать умение планировать, искать информацию. Проект дает опыт практического применения полученных знаний, опыт самообучения, саморазвития, самореализации, самоанализа своей деятельности. И, конечно же, проект для педагога - это средство формирования универсальных учебных действий у обучающихся.
Например, одним из проектов по развитию коммуникативных навыков в нашей школе-интернате стал проект для второклассников «Познай себя», а творческое его название - «Деревья-характеры». Участие в нем направляет учеников на процесс становления отношения к себе, основанного на собственных представлениях, выработке собственных критериев оценки себя, способствует проект и формированию навыков саморегуляции. Творческая и поисковая деятельность в проекте помогает формированию познавательных мотивов у обучающихся во время поиска ответа на проблемный вопрос: как управлять своим поведением?
Во время реализации подготовительного этапа ребята действуют согласно маршруту. Они вместе с педагогом определяют тему и цели проекта, занимаются поиском ответа на вопрос, что такое характер, создают подборку пословиц и поговорок о характере, участвуют в решении проблемной ситуации на тему «Посеешь поступок - получишь привычку, посеешь привычку - получишь характер, посеешь характер - получишь судьбу», дискутируют на данную тему. Прием «дискуссия» стимулирует обучающихся проявлять свои знания, доказывать свою точку зрения, он вовлекает в процесс обсуждения каждого. В результате проведения тематической дискуссии ребята вместе с педагогом выделяют три вопроса:
1. Чем люди отличаются друг от друга?
2. В чем сила моего характера?
3. Каков мой окружающий мир?
Ответив на эти вопросы, ребята смогут подойти к решению главного. Важным моментом данного этапа является формирование творческих групп и планирование деятельности отдельных участников и групп для достижения общей цели. Это уникальная возможность создания ситуации успеха для каждого ученика. Прием «выбор ролей» помогает разноуровневым участникам проекта определить для себя самую оптимальную роль, которая будет доступна и понятна во время работы, выбрать посильное и интересное задание, с которым участник может справиться.

Метод самоконтроля
Важный элемент для формирования коммуникативных универсальных учебных действий - это самоанализ учащимися своей деятельности на каждом этапе проекта. Дети с ЗПР часто проявляют неуверенность в своих действиях. Им важно на каждом этапе знать правильность направления произведенных действий. Для этого я создаю листы самоконтроля, в которых ребята самостоятельно выбирают предложенные утверждения. Важность данного приема, его положительный эффект подтверждает практика. Интеллектуальная недостаточность детей с ЗПР осложняет анализ, поэтому должна быть наглядная опора или инструкция с короткими понятными фразами. Лист самоконтроля при неоднократном применении позволяет обучающимся увидеть недостатки своей деятельности. Ведь, несмотря на диагноз (ЗПР), ребята легко осваивают принципы выполнения заданий и переносят эти принципы в работу над другими проектами. Листы самоконтроля я разрабатываю для каждого этапа, связывая их содержание с этапными задачами. В итоге в течение проекта ребята заполняют три листа, которые помогают оценить каждому свою работу на подготовительном, основном и заключительном этапах (см. таблицу).

Три этапа и УУД
На подготовительном этапе проекта формируются несколько видов коммуникативных УУД. В их числе умение видеть проблемы, задавать вопросы, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, доказывать и защищать свои идеи, делать выводы и др.
Во время реализации основного этапа проекта ребята ищут ответы на поставленные на подготовительном этапе проблемные вопросы и создают продукты проекта («Сердце класса» - исследуют положительные качества характеров членов классного коллектива; «Мое дерево-характер» - рисуют собственное дерево, исследуют себя; «Книжка про меня» - это страницы о себе: имя, день рождения, мечты, интересы, семья). На этом этапе происходит самовыражение, самопознание личности каждого. Ребята работают в группах, в микрогруппах и индивидуально, обмениваясь изученной информацией. Они учатся сотрудничать, договариваться, объяснять, доказывать, демонстрировать продукты своего исследования. Здесь у обучающихся с ЗПР наблюдается возможность формирования коммуникативных навыков, необходимых для успешной социализации в основной школе. Они помогут успешно взаимодействовать с учениками с нормой развития.
В ходе основного этапа проекта формируются другие коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, умение слушать, получать информацию (не перебивая, внимательно и уважительно выслушивая отвечающего, говорящего: педагога, одноклассника, соотнося содержание его высказывания со своим мнением), умение договариваться, находить компромисс (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное решение, рассуждение) и т. д.
Во время реализации заключительного этапа проекта учащиеся проводят презентацию проекта, учатся выступать перед одноклассниками, отвечать на вопросы слушателей. Важной составляющей работы над проектом является рефлексия, которая способствует не только развитию у обучающихся с ЗПР умения анализировать, делать выводы, планировать работу на будущее, но и параллельно формирует у них другие образовательные результаты. Помогает в этом ребятам заполнение таблицы «Я в проекте», для чего используется прием «продолжи предложение». Таблица дает возможность отслеживать личностные результаты.
На заключительном этапе проекта формируется умение договариваться о распределении функций и ролей во время защиты проекта, подтверждать аргументы фактами, ссылаться на источники информации, проводить самопрезентацию своей работы в проекте.

Все будет иначе
Воплощая проекты в жизнь, ребята получают опыт по решению проблем и в эмоциональной сфере. В нашей школе-интернате проекты содействуют самопознанию черт собственного характера, гармонизации взаимоотношений в классе, повышению самооценки у учеников, повышаются и их коммуникативные компетенции. Немаловажно, что в процессе реализации проекта дети чаще употребляют различные формы этикетных выражений, соблюдают правила культурного, вежливого общения. Это становится началом для формирования навыков вежливого, доброжелательного взаимодействия, для формирования уважительного отношения к близким и окружающим людям. К тому же совместная деятельность в проекте, общий интерес служат средством для снятия эмоционального напряжения, тревожности.
В целом метод проектов помогает научить детей с ОВЗ ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания, то есть учит учиться, а главное - учит умению общаться, сотрудничать с людьми. Метод проектов является незаменимым инструментом системно-деятельностного подхода. Поэтому каждый современный педагог должен владеть ключевыми инструментами разработки проекта, уметь применять в своей практике проектный метод. Результаты проектов, реализованных в моей практике, являются прямым доказательством того, что это реальное воспитание подрастающего поколения. Можно неоднократно рассказывать ребятам на классных часах о необходимости быть нравственными, целеустремленными, культурными людьми, рассуждать о героях и при этом выпускать из школы несамостоятельных, аморальных, не умеющих общаться людей. Метод проектов - гарантия, что все будет иначе, особенно если речь идет о школьниках с особенностями в развитии.

​Лиана ДЬЯЧЕНКО, воспитатель Казанской специальной школы-интерната, ст. Казанская, Ростовская область