Для дальнейших размышлений я привела свой диалог с трехлетней внучкой. Однажды она спросила: «Скажи, а чем отличается живой человек от мертвого?» Я начала рассуждать что-то о том, что живой человек дышит, спит, ест-пьет, всегда что-то делает... И у него постоянно бьется сердечко! Она вдруг приложила ручонку к груди, замерла и, вздохнув, грустно сказала: «Значит, я неживая, у меня сердечко не бьется...» И хотела было заплакать (мы спокойно сидели на скамеечке в саду, вот сердечко и не прослушивалось). Я как-то растерялась. А она подумала и захлопала в ладошки: «Я знаю - сейчас забьется!» И, быстро пробежав несколько кругов вокруг клумбы, опять приложила ручонки к груди и радостно заверещала: «Бьется! Оно у меня бьется! Значит, я живая!» А потом, на минутку задумавшись, изрекла суть своего открытия: «Я поняла: чтобы жить, надо действовать!» Почти философское открытие!
И на том уроке мы единодушно пришли к общему мнению. Не случайно в педагогике (А.С.Макаренко, И.Ф.Козлов) есть методологический термин «ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ». Это значит: ЖИЗНЬ, развитие и воспитание человека (от самого рождения и до конца жизни) происходит успешно только в его активной и осознанной (по мере взросления) разносторонней ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
С этих позиций мы рассматриваем наиболее актуальные проблемы воспитания юного исследователя в различных условиях его жизни и деятельности. Специфика этих условий и определяет педагогические подходы: цель и задачи, содержание и методику, выбор видов деятельности, наиболее рациональных технологий воспитания, позицию взрослых и юного исследователя в классическом треугольнике «педагоги + родители + дети». Рассмотрим кратко несколько аспектов поставленной проблемы.

Различные виды условий жизнедеятельности юных исследователей
Следует выделить пять специфичных сфер жизнедеятельности таких детей. Во-первых, это дети, занимающиеся научно-исследовательской работой, обучающиеся в обычных стандартных классах общеобразовательной школы. Они нередко занимают позицию белой вороны, не вписываясь в коллектив класса и имея проблемы в отношениях с педагогами и одноклассниками.
Во-вторых, это дети, обучающиеся в специализированных классах и школах с углубленным изучением отдельных предметов. Им интересно учиться, они успешны в учебной и исследовательской деятельности. Но иногда возникают проблемы взаимоотношений с одноклассниками, педагогами и родителями из-за имеющей место нездоровой конкуренции между сверстниками, неудовлетворенного самолюбия, желания быть первым.
В-третьих, это дети, успешно занимающиеся творческой деятельностью в учреждениях дополнительного образования, совмещая ее с научной работой. Они большую часть времени проводят там, считая это главным делом жизни; в школе же пребывают по необходимости, этим вызывая равнодушие или недовольство педагогов и одноклассников.
В-четвертых, это дети, вовлеченные в научно-исследовательскую работу родителями. Нередко они включаются в проблемы профессиональной деятельности родителей, считая это делом своего будущего, тем самым отдаляясь от интересов и дел классного коллектива и школьных педагогов. Это, естественно, осложняет их позицию в детском и учительском коллективе.
И, наконец, в-пятых, это самодостаточные дети, одержимые самостоятельной исследовательской деятельностью или увлеченные поиском решения какой-либо практически важной для человечества проблемы. Они живут в собственном мире и, как выразилась одна учительница: «Не от мира сего; выпадают из жизни класса. Да и с родителями не близки».
Все эти категории юных исследователей вызывают озабоченность либо педагогов, либо родителей, либо и тех и других одновременно. И они, как положено по статусу, начинают принимать меры. Разумеется, на свое усмотрение. А усмотрение чаще всего не совпадает с образом жизни взрослеющего, становящегося самодостаточным человека. Это нередко вызывает хорошо известное педагогам явление сопротивления воспитанию.

Кто они, юные исследователи?
Их следует отнести к категории особых детей. Детей, отличающихся своей позитивной, положительной неординарностью. А.С.Макаренко писал: Это «нормальные дети... Но они являются наиболее трудными объектами воспитания. У них тоньше натуры, сложнее запросы, глубже культура, разнообразнее отношения. Они требуют... сложнейшей техники воспитания».
Прежде всего это дети, опережающие возрастные параметры развития. Дети-вундеркинды и дети-индиго. Неординарные, оригинальные личности. Самодостаточные школьники, озабоченные развитием своего внутреннего «я». Социально зрелые подростки с четко сформированной жизненной позицией. Дети с ориентацией на определенные жизненные цели, неуклонно к ним стремящиеся. Дети, включенные в социально полезную и личностно значимую деятельность (в учреждениях дополнительного образования, в детско-юношеских организациях). Дети, имеющие своего Учителя, осознанно и увлеченно занимающиеся научно-исследовательской работой под руководством авторитетных руководителей.
В общении с ними мы констатируем наличие яркой палитры черт творческой личности. Они мечтают и за всем наблюдают; они ищут новые впечатления, задают вопросы и следуют за своими желаниями. Они прислушиваются к себе и смотрят на других людей, находя в них вдохновение. Они рискуют; иногда терпят неудачу, но продолжают пробовать. Многое рассматривают как возможность для самовыражения; используют и жизненные трудности. Работают в удобные часы, иногда теряя чувство времени. Они берут передышку, чтобы побыть в одиночестве для работы или отдыха. Они окружают себя красотой.
Основные проблемы (противоречия) в развитии личности юного исследователя. Мы вычленили его позитивные качества и качества, негативно влияющие на развитие. Он любознателен, увлечен наукой - и невнимателен к другим сферам жизни. Творческая натура - но в реальной жизни нередко неадекватен. Целенаправлен, концентрирован на идее - и неуспешен в житейско-обыденных делах. Самодостаточен и независим - но не авторитетен среди сверстников. Обладает высокой самооценкой и уровнем притязаний - и заносчив со сверстниками. Обладает чувством собственного достоинства, гордится своими достижениями - становится жертвой неприязненных отношений и даже буллинга. Он озабочен своим делом, отдает всего себя - называют белой вороной. Может работать на пределе возможностей - имеет множественные проблемы со здоровьем.

Общее и различное в содержании и методиках обучения и воспитания
Приведем несколько фундаментальных идей, объединенных понятием «нестандартная педагогика». Они основополагающие. Главное - о сути воспитания. Это творческий, целенаправленный процесс взаимодействия педагога и воспитанников по созданию оптимальных условий для овладения детьми социокультурными ценностями общества и для развития их индивидуальности с целью самоактуализации личности. Известно мудрое размышление С.Т.Шацкого: «Научить ребенка считать очень просто... Наша методическая наука достигла в этом совершенства. Но главное заключается в том, чтобы с этим умением считать человек не стал обсчитывать». Значит, сутью воспитания, его предназначением является богатая палитра отношений взрослеющего человека к окружающей действительности - живой и неживой природе, к социокультурным ценностям, к человеку и к себе самому как наивысшей ценности. При этом ее он выбирает САМ! Этому способствует идея трех китов воспитания. В процессе организации жизнедеятельности юных исследователей необходимо: превращение деятельности детей в САМОдеятельность (с использованием методики коллективной творческой деятельности); переход от воспитания к стимулированию САМОвоспитания и превращение управления детьми в детско-взрослое САМОуправление.
Для этого необходимо обучение конкретным приемам самовоспитания: самонаблюдение, самоопределение, самооценка, самоотчет, самовнушение, самоорганизация, самонастрой, самоприказ, саморегуляция. Самоконтроль и самоанализ: анализ прожитого дня, недели, месяца, года; отношений с людьми; оценка самовоспитания, его корректировка. У наших старшеклассников пользуется востребованностью авторский курс «Человековедение». Курс содержит три раздела: 1) «Я - человек, но какой?»; 2) «Я и другие люди: этика и психология отношений»; 3) «Я и мир вокруг: философское осмысление жизни».
Прогрессивные методические идеи должны быть положены в основу всего. Назовем лишь некоторые средства, методы и приемы. Безотлагательное решение названных выше проблем юного исследователя достижимо с грамотным использованием педагогической поддержки (превентивная помощь в содействии саморазвитию ребенка - О.С.Газман). Это и эффективное взаимодействие в педагогическом треугольнике «педагоги + родители + дети» (проблемы общие, функции у каждого свои). Ситуации успеха сознательно создаются для проявления детьми лучших качеств. Здесь эффективны такие нетрадиционные формы воспитательной работы: «Пять минут с одним стихотворением (музыкальным произведением, с одной книгой, картиной...)», «Публичная лекция», «Сократовская беседа», «Открытый микрофон», «Философский стол» и другие.

Юный исследователь как участник мероприятий МАН «Интеллект будущего»
Педагоги, родители и дети участвуют во множестве разнообразных творческих дел (все вместе и по разным категориям): научных конференциях, круглых столах, творческих встречах с деятелями науки и культуры, фестивалях и праздниках, мастер-классах и проблемных курсах, развивающих играх и соревнованиях... Получают призы и награды, успешно шагая по ступеням творческого роста и самоактуализации... Считаю главным достижением всех мероприятий МАН реализацию идеи, выраженной в мудрой притче.
- Мастер, ты говорил, что если я познаю, кто я, то стану мудрым, но как это сделать?
- Для начала забери у людей право решать, кто ты.
- Как это, Мастер?
- Один тебе скажет, что ты плохой, ты поверишь ему и расстроишься. Другой тебе скажет, что ты хороший, ты обрадуешься. Тебя хвалят или ругают, верят тебе или предают. Пока у них есть право решать, кто ты или какой ты, тебе не найти себя. Забери у них это право. И у меня тоже.
Найди себя!

В процессе организации жизнедеятельности юных исследователей необходимо: превращение деятельности детей в САМОдеятельность (с использованием методики коллективной творческой деятельности); переход от воспитания к стимулированию САМОвоспитания и превращение управления детьми в детско-взрослое САМОуправление.


​Людмила МАЛЕНКОВА, кандидат педагогических наук, профессор МПГУ, эксперт Малой академии наук «Интеллект будущего»