​Илья АНДРОНОВ, Нижний Новгород:
Без двоечников спокойнее


Я даже не задумывался над тем, куда идти после 9-го класса. Конечно, в 10-й. Иных вариантов для себя просто не вижу. Я собираюсь в политех, буду инженером, как мой дед. Буду два года усиленно заниматься физикой и математикой. Возможно, пойду в политех на курсы. Еще не решил. Из нашего класса ушли всего шестеро в этом году. Одна девочка - в музучилище. Она играет на пианино с пяти лет, очень хорошо у нее это получается. Один мальчик (он у нас недавно учится, сын артистов цирка) - в цирковое училище, оно, по-моему, где-то ближе к Москве, точно не знаю. Двое пошли в радиотехникум на монтажников и еще двое ушли, не знаю куда. Они оба очень слабо учились и доставляли учителям кучу проблем, их попросту выпихнули. Может, в другую школу. Наша школа считается сильной, двоечники портят общую картину. И, в общем-то, я лично не против того, что их не будет в классе. Без них как-то спокойнее.

Анна ДАНИЛЕВСКАЯ, ученица 10-го класса, Курск:
Хочу помогать больным


Я сознательно выбрала десятый класс, потому что хочу после школы поступать в медицинский университет. Можно было после девятого пойти в медколледж, но там будешь или медсестрой, или акушеркой после окончания, а я хочу врачом. Учусь хорошо, стараюсь, но не так, чтобы самой поступить на сто процентов. То есть я понимаю, что в медицинский просто так не поступишь. Даже если ты сдашь биологию на 90 баллов. Про сто баллов не мечтаю, это уже фантастика. Но на 90, может, даже на 92-94 балла я рассчитываю. Но все равно прошу родителей мне помочь. Если не получится на бюджет, буду поступать на платное. 190 тысяч стоит все обучение, а в год - до 48 тысяч рублей. Почему мне нравится медицина? Во-первых, это даже внешне красиво: всегда чистенько, белый халатик, больные тебя просят о помощи, ты помогаешь. Да, это тоже важно - помогать больным. Надо быть доброй, врач не должен быть плохим или злым. И всегда важно, сможешь ли ты прожить за счет своей работы. Врач всегда сможет прожить нормально, ну я надеюсь.

Олеся ПОЛУХИНА, выпускница 9-го класса, Воронеж:
Я маме обещала


Я с первого класса знала, что не буду учиться в десятом, а пойду поступать в Техникум моды и дизайна в Воронеже. Тогда это было швейное училище. У нас не такая богатая семья, чтобы меня учить и содержать, у мамы нас двое, я и сестра, поэтому надо поскорее получить профессию. Я хотела сначала быть парикмахером, а потом решила, что для женщины важнее уметь шить и кроить. Если я это смогу, то всегда буду при деньгах, одежду всегда носят, во все времена. Найду постоянных клиенток и буду их обшивать, это всегда заработок. Учиться, конечно, трудно, но я смогу, я способная. И рисовать я люблю. Для дизайнера одежды это важно - уметь рисовать. Девочки рассказывают, что, даже если я не найду много клиентов, можно будет трудоустроиться к нашим бывшим выпускницам. У нас есть такие, у кого свои мастерские. Там поработаю какое-то время, а потом видно будет. Навык тоже нужен, нужно уметь строчку ровно прошивать, а кроить - это вообще трудно. Но я научусь. Я и маме обещала. Мы в районе живем: частный дом, печка, газ в баллонах, куры. Поросенок был, но теперь их запрещают из-за свиного гриппа, жить, в общем-то, не на что стало. Ксюшка, сестра моя, в пятом классе. Тоже говорит, что в десятый не пойдет. Если честно, у нас старшие классы в школе в соседнем селе, каждый день не наездишься по 15 километров в одну сторону. Я сестру буду в наш техникум звать, потому что тут и общежитие дают, и стипендию, и профессию.

Борис ДЕМЕНТЬЕВ, Киров:
Рад, что есть единомышленники


Я пошел в 10-й класс осознанно. Хочу поступать в Санкт-Петербургский университет, на факультет психологии. Выбрал его, потому что изучил отзывы в Интернете и понял, что выпускники СПбГУ востребованы и ценятся в этой сфере больше других. Я не отличник, хорошист. У меня хромают физика и математика. Но даже по ним я занимаюсь серьезно и намерен повысить свой уровень, особенно по выбранным дисциплинам ЕГЭ. Знаю, что на бюджет поступить будет невероятно трудно, поэтому родители готовы учить меня на платном. Они видят, что я серьезно настроен, и готовы мне помочь. У меня есть подруга в другом городе. Мы познакомились в Интернете, на форуме одного психологического сайта. Она тоже собирается поступать туда же, мы обсуждаем многие вопросы вместе, делимся всем, что найдем по выбранной тематике. Я рад, что у меня есть единомышленники, пусть даже в другом городе. В классе не очень-то понимают и разделяют мое увлечение психологией. Но я от этого не страдаю.

Елена СТУПИНА, абитуриентка Томского медицинского колледжа:
Английский в школе преподавал биолог


Я поступаю в колледж после 11-го класса. Думаю, что надо было сделать это раньше, чтобы не терять время и скорее стать врачом. У меня и так длинный путь - через колледж. Но тогда, после 9-го, я была еще слишком мала, как посчитала мама. Мы живем в Кривошеинском районе Томской области. В медицинскую академию я не поступила, высокий балл на ЕГЭ не набрала. Хотя готовилась упорно. Но ведь ЕГЭ - это лотерея. Плюс волнуешься. Сейчас мне жалко этих двух лет, уверена, что в колледже я получила бы больше. Еще мне очень жалко, что целых два года я уже могла изучать английский язык по-настоящему, а не так, как в нашей школе, где его преподавал биолог.

Мария РУЖИНСКАЯ, абитуриентка Омского музыкально-педагогического колледжа:
Не нужно терять время


Я поступаю в колледж после 9-го класса. Какие вижу в этом положительные факторы? Во-первых, программа старших школьных классов в колледже проходится за год, не нужно терять время на бесконечную подготовку к ЕГЭ, к которому все равно придется готовиться еще и дома, а также терять время на ненужные предметы, которые непонятно, зачем нужны. Во-вторых, в колледже я получу профессию, мне не страшно будет идти в вуз, я смогу подрабатывать. На моей специальности - «дизайн» - я научусь работать руками, кроме того, в колледже изучают и обязательные дисциплины, которые проходят на первых двух курсах вузов. Значит, в вузе мне будет легче, а навыки дизайна пригодятся в любой профессии. Ведь, строго говоря, у меня еще четыре года до того, чтобы окончательно определиться. Отрицательно только одно - если колледж окажется плохим, я потеряю время. Но к выбору учебного заведения я подходила очень тщательно.

Александра ЛЕВИНА, Иваново:
На повара и швею - неинтересно


Еще в начале прошедшего учебного года, как и в позапрошлом году, мне очень хотелось уйти из школы, так она мне надоела. Но куда? Я бы хотела выучиться на фармацевта, но в колледж принимают только после 11-го. В наше медицинское училище тоже можно поступить только после окончания средней школы. Что остается? После 9-го можно выучиться на швею, повара, садовода-озеленителя или маляра-отделочника. Все это мне неинтересно. Культпросвет и музыкальный колледж мне не светят по причине отсутствия таланта. Педагогический? Но я не очень люблю детей. Точнее, люблю, но не так сильно, чтобы посвятить им всю жизнь. Вот к середине года я и поняла, что мне ничего другого не остается, как идти в 10-й класс. Но попасть туда оказалось не так-то просто. Училась я всегда довольно средне и к тому же говорила учителям все, что о них думаю. Уверена, что многие мечтали от меня избавиться. Но ОГЭ я сдала вполне прилично и набрала неплохой балл. У нас из трех классов делали два, поэтому брали только 64 человека. В рейтинге я занимала 69-ю строчку. Мне даже сказали, что я не пройду, и посоветовали забрать документы. Попасть в другую школу было проблематично. Тем более я не хотела менять коллектив. И мы с родителями очень переживали несколько дней. Хорошо, что одна мамина знакомая, завуч из другой школы, дала хороший совет. Сказала, чтобы мы не торопились забирать документы, потому что рейтинги поменяются, кто-то сам уйдет в другую школу или даже переедет в другой город. Так и получилось. Я стала 57-й по счету и спокойно прошла в 10-й класс. Теперь жду начала учебного года. Рада, что в моей жизни мало что изменится в ближайшие два года. Я буду усиленно готовиться к ЕГЭ, особенно по русскому языку и химии. Это нужно для осуществления моей мечты.

Сергей ПЕТРОВСКИЙ, абитуриент Специализированного учебно-научного центра Новосибирского государственного университета, Томск:
ФМШ - это бренд

Я поступаю после девятого класса в физматшколу - Специализированный учебно-научный центр НГУ. Придется уехать из дома, жить в общежитии, и это, конечно, немного пугает. Но это моя мечта. ФМШ - это бренд, очень строгий отбор. В школе я вряд ли бы смог остаться, хотя и в колледж идти не видел смысла. В ФМШ нет учителей, есть профессорско-преподавательский состав ФМШ - люди, профессионально занимающиеся исследованиями, сотрудники Сибирского отделения РАН. Я тоже надеюсь стать ученым. Я хочу задавать вопросы и получать ответы на них, а не отговорки, как в школе это часто случается. Тут совсем другая система обучения, помогающая тебе добывать знания самостоятельно, а не вбивающая в голову кучу глупостей, в том числе и абсолютно бессмысленных. Если у меня все получится, после ФМШ я стану студентом университета. Думаю, что человек, который хочет учиться, должен идти туда, где ему помогут это делать. В обычной школе, к сожалению, можно это желание потерять.

Алексей В., будущий студент Воронежского государственного промышленно-гуманитарного колледжа:
В 10-м остаются одни «ботаники»


Меня интересуют компьютерные сети и веб-дизайн. В школе ни с математикой, ни с физикой у меня не складывалось, и по информатике были ребята посильнее. Но я дотянул до окончания девятого класса, тройки почти по всем предметам, есть несколько четверок. Но я надеюсь поступить, тут можно без экзаменов, смотрят на аттестат. Родители одобряют, они даже рады, что я из школы ушел, там были проблемы с учителями. Вообще в школе учителя не очень добрые, это если мягко сказать. Нервные очень. Говорят, в колледже лучше. Наши, кто тут учился, мне рассказали. Думаю, что в десятом остаются или «ботаники», или маменькины сынки. Есть, конечно, умные и нормальные, но таких мало, просто многие не хотят отрываться от семьи, начинать взрослую жизнь, когда еще можно побыть школьником. Но это не для меня.

Игорь С., выпускник гимназии №150, Омск:
Принимают избранных

После 9-го класса нас всех отчислили из гимназии. Обратно принимают избранных. Это, конечно, странная система, показывающая скорее, что не очень-то мы и нужны в школе, чем то, что в старшие классы идут лучшие. Я тем не менее иду. Сейчас везде нужны люди с высшим образованием. С ним открываются перспективы. А готовиться к ЕГЭ лучше в школе, как это делают в колледжах, я даже не представляю. Один мой товарищ в прошлом году ушел в колледж, протянул полгода, забрал документы и вернулся в школу. Все-таки уровень обучения имеет значение. К тому же после окончания колледжа у парней пропадает отсрочка от армии.

Елена СЕРГЕЕВА, Великий Новгород:
Решили не рисковать


Я выбрала 10-й класс, потому что хочу поступить в вуз. Мечтаю быть юристом. У меня была идея поступить в Новгородский строительный колледж после 9-го класса, там есть юридический профиль, обучение платное, но недорогое - 25 тысяч рублей в год. После окончания колледжа я хотела продолжить учебу в вузе. Но, когда моя мама позвонила в приемную комиссию института, ей сказали, что никаких льгот для тех, кто окончил колледж даже по профильной специальности, нет. При этом если будет, например, десять бюджетных мест на юридическом отделении вуза, то квота якобы распределяется так: девять мест отдадут выпускникам школ и только одно - выпускнику колледжа. А если бюджетных мест окажется меньше десяти, то для тех, кто окончил колледж, и вовсе не будет шансов. Не знаю, правда ли это, но мы с мамой поверили. Решили не рисковать. Лучше поступить после 11-го класса, пусть даже на платной основе.

Максим РАЗДОЛЬНОВ, Новгородская область:
Не хочу тянуть с армией


Я пошел в 10-й класс, чтобы не тянуть с армией. Лучше потом поступить в колледж или институт, после армии, чем оказаться в строю в период, когда уже будут другие планы: семья, например, рождение ребенка, стабильная работа. Я человек физически крепкий, а служат у нас всего год. Говорят, в вузах на некоторых отделениях есть льготы для тех, кто отслужил в армии. Это меня еще больше укрепило в принятом решении.

Инна ЛЕБЕДЕВА, Боровичский район, Новгородская область:
Будет сразу две профессии


Я хочу работать с маленькими детьми, всегда любила с ними возиться. А у нас в области нет вуза, готовящего к работе в дошкольных учреждениях. Но есть Боровичский педагогический колледж. Это как раз для меня. Правда, у педагогов, не имеющих высшего образования, зарплата меньше. Но я запланировала после окончания колледжа поступить в вуз. Тоже педагогический. На какую-нибудь другую специальность. Это даже хорошо - будет у меня сразу две профессии!

Сергей Т., Великий Новгород:
Кто-то должен работать


У меня нет никаких способностей к учебе, я троечник, причем с натяжкой. Поэтому выбрал профессию слесаря и пошел в политехнический колледж. Считаю, что поступил правильно. Не всем звезды с неба хватать, кто-то должен просто честно работать. И к тому же заработки в моей будущей профессии побольше, чем, например, у нашей соседки, которая работает в институте преподавательницей. Смешно сказать, она получает всего 10 тысяч рублей, им там, говорит, часы сокращают.