Зинаида ОРЛОВА, учитель русского языка и литературы, Санкт-Петербург:
- Во время отпуска, если честно, вообще не хочется ни о чем думать. Гостила у друзей на даче в Лужском районе Ленинградской области. Погода, конечно, не радовала, но у них так хорошо все на даче обустроено, что даже в дождь можно было сидеть на сухой веранде, пить чай с мятой и думать о том, что, в сущности, человеку для счастья нужно совсем немного: сухой дом, чай с мятой и люди, которые ему рады.

Татьяна К., учитель английского языка, Воронеж:
- У меня в этом году лето было не из легких. Дочери делали плановую операцию. Я еще раз убедилась, что бесплатной медицины в нашей стране не осталось. Мы заплатили 22 с лишним тысячи. Это только за саму несложную операцию. Чтобы потом к дочери подходили медсестры и делали укол, им надо было тоже дать. Поэтому главный вывод, который я за лето сделала: ни в коем случае не болеть! И по возможности копить деньги на всякий случай.

Маргарита ГАЛКИНА (фамилия изменена), учитель сельской школы, Нижегородская область:
- Все мои размышления грустные. Чем дальше, тем больше мы вынуждены заниматься совсем не тем, к чему призваны. Мы все время затыкаем дыры, совершаем никому не нужные действия. И если вдуматься, все больше занимаемся антивоспитанием. В учебном году об этом даже подумать некогда. Работаем, пишем, планируем, отчитываемся, не приходя в сознание. А летом приходит момент остановки, отрезвления, когда ты наконец можешь посмотреть не только на небо и звезды, но и в глубь своей души. Вот тогда поневоле видишь свою деятельность в истинном свете.

Елена С., учитель русского языка и литературы, Новгородская область:
- В конце минувшего учебного года ко мне пришла мама одной ученицы. Мы разговорились по поводу школьной программы по литературе. И вдруг родительница мне говорит: «Я постоянно твержу своей дочери о том, что классические книги - это практически дневники великих людей. Они делятся с нами в них своими размышлениями о жизни. А значит, книга может помочь именно тебе или другому человеку решить ту или иную душевную проблему». После разговора с этой мамой я вдруг ощутила, что проработала в школе 20 лет зря. Я старалась давать детям уроки по программе, учила их отвечать на вопросы учебника, писать сочинения для ЕГЭ, высказывая в них то, что нужно. Кому нужно? По большому счету никому! Ведь большая литература действительно создана для того, чтобы помогать людям жить. В нашем преподавании литературы нет места эмоциям. Поэтому дети и не любят читать классику.

С.М., учитель иностранного языка, Питкяранта, Республика Карелия:
- Буквально на днях узнала, что в нашей школе, где более 800 учеников, остаются работать четыре учителя английского языка. Теперь болит голова о том, с какой нагрузкой мы будем работать в этом году. Не завидую себе!