- Елена Алексеевна, по образованию вы математик, экономист. Помогает ли это в вашей нынешней работе заместителя губернатора?
- Как говорят великие: «Математика - царица наук». Это аналитика и системный подход. Конечно, это помогает, дисциплинирует, позволяет все алгоритмизировать, систематизировать. Считаю, что человек, который получил математическое образование, может работать в любой отрасли.
- Вы работали вузовским преподавателем. Как ваш личный педагогический опыт влияет на принятие решений в сфере образования?
- Проработав много лет преподавателем, знаю систему образования изнутри. Моя педагогическая деятельность связана не только с вузом, у меня есть хороший опыт работы педагогом в школе, лицее, детском доме. Не довелось лишь поработать в дошкольном учреждении и в учреждении среднего профессионального образования, но, работая в вузе, мы взаимодействовали в том числе и с нашими техникумами и колледжами.
Когда понимаешь, как устроена система, знаешь потребности преподавателей, знаешь требования, которые предъявляются к обучающимся и студентам, и когда ты сам стоял с мелом у доски, уже немного по-другому относишься и к учительскому труду, и к пониманию современных тенденций.
Моя преподавательская деятельность закончилась давно, и сейчас я не могу назвать себя учителем. В настоящее время к личностным и профессиональным качествам учителя предъявляются более высокие требования. Если раньше преподавателем был человек, который несет, транслирует знания, то теперь это человек, который является путеводителем в огромном мире информации, и умение показать, что важно, а что не важно, где истинные знания, а где нет - это как раз умение учителя.
Кроме того, преподаватель - это тот человек, который помогает влюбиться в предмет. Как учитель математики в прошлом, считаю, что детей, неспособных к математике, не существует. Природой всем дано читать, считать, петь и танцевать. Может, человек не станет заниматься профессионально, но природой это заложено. И наша задача, задача педагога - пробудить у детей интерес, увлечь, показать всю красоту науки и искусства. Это способен сделать только человек увлеченный. Поэтому я всегда говорю: «За каждым великим человеком стоит великий учитель, который помог в свое время». У меня, кстати, папа был учителем, преподавал математику, хотя он не был моим учителем, он учил мою старшую сестру. Но я очень благодарна и своим учителям, прежде всего учителю математики Светлане Степановне Шагвалеевой, которая сейчас уже не преподает в школе, но до сих пор занимается репетиторством. И любовь к математике у меня началась как раз с любви и уважения к учителю.
- В каждом регионе страны свои особенности системы образования. В Кемеровской области они, по-вашему, в чем?
- По моему мнению, главной особенностью кузбасского образования является продуманная система социальной поддержки и стимулирования детей, молодежи и педагогических работников.
Уже на протяжении почти 20 лет по инициативе и при поддержке губернатора Амана Гумировича Тулеева активно поощряются одаренные, талантливые дети, студенты, учителя и педагоги. Те, кто стремится к знаниям, занимается общественной работой. Школьникам-отличникам выдаются областные именные стипендии, гранты, премии, предоставляется право на бесплатный проезд в городском общественном транспорте.
В 2017 году 1377 школьников получили материальную помощь из областного бюджета для подготовки к выпускному балу. Это мера поддержки семей выпускников введена по решению губернатора в 2009 году. За это время по 10 тысяч рублей из областного бюджета получили около 17 тысяч человек.
Начиная с 2014 года самым достойным выпускникам школ - лидерам в учебе мы вручаем областные золотые и серебряные медали «За успехи в учении». В 2017 году областными медалями наградили 797 человек. Всего за 4 года медалистами Кузбасса стали 3238 выпускников.
Одна из особенностей в том, что воспитание и образование у нас выходит за стены школы. Так, на базе областного детского оздоровительно-образовательного центра «Сибирская сказка» проводятся профильные смены различной направленности. Ежегодно на базе центра организуется 38 профильных смен для более 13 тысяч детей. Проведение смен оплачивается за счет средств областного бюджета.
Кроме того, в Кузбассе реализуются такие программы, как:
- «Сердце Кузбасса - Кемерово» (для детей из сельских территорий в период летних каникул). В рамках проекта школьники из сельских территорий бесплатно знакомятся с достопримечательностями областной столицы. Участие в проекте принимают дети из малообеспеченных и многодетных семей, а также отличники учебы, участники олимпиад и спортивных соревнований;
- туристический лагерь «Вершины воинской славы» (дети знакомятся с природой родного края, с подвигами героев-кузбассовцев, осваивают туристские навыки);
- «Активные школьники Кузбасса за развитие моногородов» (старшеклассники - активные члены Российского движения школьников из малых городов Кемеровской области знакомятся с другими территориями, где реализуется программа развития моногородов). Наши школьники побывали в апреле во Владимирской области, посетили промышленные предприятия в г. Гороховце, Гусь-Хрустальном. В июле наша делегация едет в Приморский край, во Владивосток.
Лучшие школьники Кузбасса всегда премируются за свои успехи поездками на отдых (в Грецию, Крым, Москву).
Сегодня ситуация в экономике сложная. Но все наши социальные льготы, и в первую очередь для системы образования, сохранены. Ведь если говорить об экономическом развитии государства, прежде всего необходимо создать условия для развития интеллектуальных способностей и творческого потенциала нашего будущего - нашей молодежи.
- И в чем, по-вашему, самые сильные стороны системы образования области, что вы можете назвать ее ноу-хау?
- Основным приоритетом, и это тесно связано с особенностями нашего региона, является всесторонняя поддержка участников образовательного процесса. Это непременно система губернаторских образовательных учреждений. Они созданы в 1998 году по инициативе губернатора Кемеровской области Амана Гумировича Тулеева в целях социальной поддержки и развития детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и одаренных детей из сельской местности.
Также хотелось бы отметить, что в Кузбассе совершенно уникальная система профессионального образования (одна из самых крупных в Сибири), 69 техникумов и колледжей. Нам удалось сохранить систему подготовки рабочих кадров, расширить перечень подготовки по специальностям.
Система среднего профессионального образования оказывает прямое и непосредственное влияние на темпы социально-экономического развития региона, обеспечивая выполнение кадрового заказа экономики и социальной сферы, актуальные и перспективные потребности регионального рынка труда, а также требования работодателей.
Одной из инноваций в этом году стало проведение демонстрационного экзамена в учреждениях профессионального образования. Впервые выпускники колледжей и техникумов прошли испытания и получили экспертную оценку своей работы реальных работодателей. Задания были разработаны с учетом мировых стандартов подготовки кадров Ворлдскилс.
- Каковы в связи с этим приоритеты власти региона в сфере образования? Какие главные цели и задачи вы себе сформулировали?
- Главная цель - это обеспечение доступности качественного образования вне зависимости от особенностей здоровья. Для этого мы ведем постоянное строительство и ввод в эксплуатацию новых образовательных организаций, ежегодно ремонтируем и контролируем безопасность во всех зданиях, задействованных в учебном процессе, устанавливаем новейшее оборудование. Спасибо правительству за программу по созданию в субъектах РФ новых мест в общеобразовательных учреждениях на 2013-2020 годы. Так, в сентябре 2016 года мы открыли самую большую в Кузбассе цифровую школу в городе-спутнике Лесная Поляна, а в декабре того же года открыли дополнительный блок для начальных классов на 300 мест в кемеровской школе №34. Всего в области за 18 лет построено и реконструировано более 60 школ, в том числе 6 цифровых. Сейчас ведем строительство еще двух школ в городах Гурьевск, Калтан.
Одним из приоритетных направлений в развитии образования является создание в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, в том числе создание универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа и оснащение общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием.
Для реализации указанной задачи Кемеровская область с 2011 года принимает участие в государственной программе «Доступная среда». В течение 2011-2016 годов в 139 общеобразовательных организациях, 4 дошкольных организациях и 2 организациях дополнительного образования созданы условия для обучения детей с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата:
- установлены пандусы, убраны пороги в классных комнатах, расширены дверные проемы, установлены опорные поручни в коридорах, дооборудованы санитарные узлы, установлены перила вдоль стен внутри здания, заменены напольные покрытия, приспособлены раздевалки, спортивные и актовые залы;
- в общеобразовательные организации приобретено специализированное оборудование (аппаратно-программные комплексы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха), комплекты для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, оборудованы кабинеты учителей-дефектологов, учителей-логопедов, оборудованы сенсорные комнаты для педагогов-психологов, кабинеты для лечебной физкультуры.
В переоборудованных образовательных организациях обучаются более тысячи детей-инвалидов. Здесь необходимо отметить и то, что благодаря этой федеральной программе в Кузбассе в 2016 году на базе Профессионального колледжа г. Новокузнецка была создана базовая организация инклюзивного образования. Теперь возможность получать профессиональное образование появилась у ребят с ограниченными возможностями здоровья. На базе этого учреждения проходят региональные этапы конкурса Абилимпикс (конкурс профессионального мастерства для инвалидов).
Большое внимание уделяем не только созданию условий, но и содержанию образования, вводим федеральные государственные образовательные стандарты. В 2016-2017 учебном году в штатном режиме федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования реализуется в 1-6-х классах всех общеобразовательных организациях области (186928 обучающихся).
В регионе четвертый год более 100 школ реализуют ФГОС основного общего образования в пилотном режиме, в них 23,7% восьмиклассников и 6,3% девятиклассников области продолжают обучение по ФГОС основного общего образования, также в пилотном режиме вводим ФГОС среднего общего образования.
- Елена Алексеевна, какими уже достигнутыми результатами работы отрасли вы довольны?
- В течение последних десяти лет наш регион участвовал во многих федеральных программах, проектах.

Мне сегодня приятно заходить в школу (детский сад) и видеть табличку, баннер, информирующие родителей, детей об участии в той или иной федеральной целевой программе (ФЦПРО).
Например, проект по совершенствованию организации школьного питания, который реализовывался с 2008 по 2013 год. Около 200 школ области участвовало в этом экспериментальном проекте. И это не просто замена кухонного оборудования на современное и проведение качественного ремонта. Это принципиально новый подход к организации горячего питания в школах.
В ходе реализации проекта были решены проблемные вопросы школьного питания:
- «холодная еда» (блюда выставлялись на стол на весь класс, к приходу детей в столовую блюда остывали). Сейчас в обеденный зал выкатывается специальный контейнер, в котором на полочках расставляются первые и вторые блюда. Температура блюд сохраняется;
- ограниченный ассортимент блюд в школьном пищеблоке из-за отсутствия необходимого количества помещений. Вопрос решили за счет организации школьно-базовых и школьно-раздаточных столовых. В результате в школы поступают сырые полуфабрикаты высокой степени готовности;
- у обеденного зала появился современный дизайн. Это привлекает детей, в школе появилось дополнительное место, где дети могут комфортно отдохнуть на перемене;
- поставлено современное оборудование, которое автоматически информирует повара о готовности блюд, позволяет готовить блюда на пару. В результате повысились безопасность школьного питания и качество приготовленных блюд (сохраняются витамины).
Жаль, что данный проект завершился, а поучаствовать в проекте смогли не все школы.
Еще один проект - по созданию условий для занятий физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности.
Значимым результатом нашей работы является обеспечение доступности дошкольного образования. Благодаря очень большой и серьезной поддержке Правительства Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, планомерной и согласованной работе администрации Кемеровской области, Совета народных депутатов Кемеровской области и органов местного самоуправления в регионе достигнуто 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Также существенным итогом нашей работы, безусловно, является то, что Кемеровский государственный университет вошел в число опорных вузов по результатам конкурса Минобрнауки России.
Решение, принятое Министерством образования и науки РФ о создании на территории нашей области опорного вуза, очень важно для Кузбасса. Это признание высокого потенциала высшей школы области и доказательство того, что вуз соответствует современным требованиям. Опорный вуз станет региональным образовательным, исследовательским и инновационным центром Кузбасса.
Региональные опорные университеты будут ориентированы на решение задач региональных экономик и на обеспечение местного рынка труда высококвалифицированными специалистами. Они призваны сдержать отток интеллектуального потенциала, так как в прошлые годы лучшие выпускники школ в основном решали оставить родные города, чтобы отправиться получать образование в вузах Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска.