- Илья Владимирович, в чем состоит главная идея экзамена «Игра2030»?
- Детям свойственно познавать мир посредством игры. Поэтому использовать этот способ познания для обучения детей и на основании анализа цифровых следов, которые дети оставляют в его процессе, делать заключение о сформированности (и его уровне) того или иного умения - в этом и состоит суть проекта. Именно такая длительная образовательная игра может заменить отдельную процедуру, которая нам хорошо знакома под именем «экзамен». В нашем случае испытание представляет собой интерактивную игру, в которой школьникам предлагается провести два дня в Москве, посетить достопримечательности и выполнить различные задания.
- Школьники хорошо отреагировали на новую форму экзамена. А что с преподавателями? Многим учителям старой закалки придется осваивать незнакомую для них технику и вообще менять свой подход к оценке знаний.
- Задача каждого учителя - передать культурные образцы, помочь ребенку подготовиться к взрослой жизни, снабдив его всеми необходимыми для этого знаниями и умениями. Для решения этой задачи важно искать и применять адекватные современному миру педагогические технологии. Современные результаты образования и результаты образования ближайшего будущего значительно отличаются от всего того, что нам так привычно и знакомо. Так, на первый план выходят не предметные, а личностные и метапредметные результаты. Если учитель это понимает и готов менять технологии своей работы, он однозначно останется очень нужным школьнику, поскольку устремлен в будущее. Если же нет, боюсь, у него самого будущего нет.
- Как проверяются результаты экзамена? По каким критериям оцениваются знания ученика?
- Все мы оставляем сегодня множество цифровых следов. Когда начнется большая образовательная игра, ученики тоже будут оставлять в ней подобные следы. Это и решения, которые они принимали (особенно в тех ситуациях, когда «правильного» и «неправильного» решения не бывает), и аргументы, которые выдвигали в поддержку своего решения, и источники, из которых брали информацию, и многое другое. Все эти цифровые следы и могут быть оценены, потому что в них проявляются и знания, и умения ребенка. И само собой разумеющимся мы считаем то, что критерии для такой оценки должны быть открытыми и понятными.
- Не перевесит ли игровой элемент? Как вы находите баланс между игрой и серьезной проверкой знаний и умений школьника?
- Риск такой, конечно, есть, но мы его видим и понимаем способы его нивелирования. Большая образовательная игра - это прежде всего образовательная активность, а игра лишь ее форма.
- Насколько гибка оформленная в виде экзамена «Игра2030» система? Знания в каких областях можно проверять с ее помощью?
- В настоящее время игра находится в процессе разработки, но мы планируем сделать ее максимально гибкой и настраивающейся под каждого ребенка. Мы видим потенциал проверки всех основных типов образовательных результатов - и метапредметных, и предметных, и личностных.
- В игре всегда присутствует элемент удачи. Не может ли так получиться, что ученик просто проскочит какие-то важные моменты оценки, как это бывает с тестами?
- Нет, в такой игре это исключено, потому что она не имеет в своей основе тестовых задач.
- Насколько система проста в обращении? Что нужно знать и уметь учителю, чтобы создать свой сценарий игры?
- Мы постараемся сделать ее максимально удобной в использовании, так, чтобы и детям можно было бы спокойно учиться играя и чтобы учитель смог добавлять свои модули примерно так же, как сейчас он может создавать сценарии в «Московской электронной школе».
- В системе школьного образования столицы сейчас внедряется огромное количество инноваций. Не возникнет ли конфликта с вузами, которые пока придерживаются более традиционных концепций? Не будет ли школьник, прошедший обучение по новым стандартам, испытывать проблемы, попав в среду классического высшего образования?
- На сегодняшний день в большинстве вузов такая проблема может возникнуть. Поэтому очень важно, чтобы не только школы, но также ссузы и вузы шли в ногу со временем. И подобные примеры уже есть! А наши выпускники очень быстро разберутся, где их способ познания мира поддержат, а где - нет.
- Какие технические средства нужны для реализации проекта? Что понадобится школе, чтобы провести на своей площадке такой необычный экзамен?
- Имеющихся средств в целом будет достаточно. Особенно если учесть, что в течение 2017-2018 учебного года все московские школы включатся в реализацию проекта «Московская электронная школа». А школьнику будет достаточно на этом этапе иметь свой личный гаджет - смартфон или планшет.
- Каким вы видите школьное образование через 10-15 лет? Насколько оно будет отличаться от того, к которому мы все привыкли?
- Современная школа стоит перед серьезнейшим вызовом: останется ли она нужной детям в условиях развития цифровых технологий и доступности практически любой информации в сети Интернет? То, что школа нужна как важнейший социальный институт, который способен передать подрастающему поколению ценности отечественной культуры, для нас, взрослых, неоспоримая ценность. Но для того чтобы школа оставалась ценной и для детей, ей необходимо научиться говорить с ними на одном языке, быть адекватной вызовам современного цифрового информационного мира. Создание «Игры2030» - это как раз попытка сохранить школу, дав ей новый импульс для развития.