На каждом уроке
Важнейшая проблема - отсутствие персональной ответственности должностных лиц системы образования и здравоохранения за ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей по реализации принципов и целей государственной политики в интересах охраны и укрепления здоровья детей в образовательных организациях страны. Несмотря на то что область образования заявляется приоритетной в государственной политике России (и по Конституции РФ, и по Закону «Об образовании в РФ»), к глубокому сожалению, на практике она таковой не является. При этом заявленные принципы государственной политики в интересах здоровья детей (содействовать физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей) в основу построения учебного процесса так и не легли и не воплотились в конкретные обязанности должностных лиц по охране и укреплению здоровья обучающихся. Именно об этом свидетельствуют низкие результаты по ее реализации.
Нас, безусловно, радует, что новый руководитель системы образования Ольга Васильева требует от директоров школ, чтобы процесс воспитания, в ходе которого прививается любовь к родителям, учителям, одноклассникам, своей школе и, конечно, к малой и большой Родине, осуществлялся на каждом уроке. Так должно быть и с работой по сохранению и укреплению здоровья детей: она должна проводиться в ходе каждого урока.

Тревожная статистика
К большому сожалению, мы видим, как год от года в нарастающем темпе в ходе учебного процесса наших детей поражают различные недуги (школьные патологии здоровья). По заявлению главного педиатра России академика Александра Баранова, «у нас идет физическая деградация детей». Как отмечает глава Центра психиатрии и наркологии им. В.П.Сербского Зураб Кекелидзе, 60% дошкольников страдают психическими аномалиями, среди школьников этот показатель составляет около 70-80%. По итогам диспансеризации детей в 2011 и 2013 годах Президент РФ Владимир Путин заявил, что состояние здоровья детей «по-прежнему тревожное... 70% больны, в том числе хроническими заболеваниями».
Еще более тревожные данные выявили эксперты НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Минздрава РФ во главе с доктором медицинских наук Ириной Рапопорт, которые проводили обследование с 2005 по 2015 год в московских школах. Так, если среди первоклассников абсолютно здоровыми являются 4,3% учащихся, то среди выпускников таких совсем нет. За время обучения в школе среди детей повышается распространенность язвенной болезни, сколиоза и близорукости. Рост школьных патологий за период обучения в школе возрос от 2 до 17 раз (по различным видам школьной патологии). Отклонения в здоровье детей выросли на 170%. По итогам исследования эксперты также сделали вывод о том, что поколение советских школьников было в 3 раза здоровее нынешнего.

Роковая тенденция
К сожалению, большинство родителей, учителей, директоров школ и чиновников образования до сих не осознали, что проблема угасания здоровья детей в ходе учебного процесса рукотворная и школьная, а значит, непростительная для нас, миллионов родителей и учителей. Непростительна она и для органов власти.
Вот что об этом говорит генеральный директор Центра защиты от стресса Москвы кандидат медицинских наук Хасай Алиев: «Речь идет о том, что при существующей сегодня форме построения учебного процесса и режимах обучения любая методика обречена на низкую эффективность в вопросах сохранения и укрепления здоровья учащихся. Ведь если даже исключительно талантливый предметник будет обучать детей истории, литературе, математике и т. д., но при этом дети будут по 6-8 уроков сидеть неподвижными, зажатыми и склоненными за столами (как это сегодня происходит повсеместно), то мы все равно получим (даже у такого продвинутого педагога) детей со школьными патологиями, в том числе и с отклонениями в психическом развитии. Получается, что школа и семья (но это отдельная тема разговора) раздули сегодня пожар психических заболеваний детей, с которыми с трудом справляются врачи. К сожалению, уже взращен целый ряд совершенно не устойчивых к стрессам поколений молодежи. При этом эпидемия психогенных и техногенных стрессов неумолимо возрастает».

Обратный эффект
Парадокс сложившейся сегодня в России ситуации с массовым и практически всеобщим нездоровьем детей и подростков состоит еще в том, что после «успешного» выполнения каждой очередной федеральной программы, направленной на оздоровление народа, здоровье детей и подростков все более ухудшается. На это указывают заявления ведущих специалистов России, данные Счетной палаты РФ, Общественной палаты РФ, Общероссийского народного фронта, в том числе и заявления официальных чиновников из Министерства здравоохранения РФ.
Так, относительно недавно по заказу Общественной палаты был подготовлен доклад «Социальный портрет молодежи РФ». В нем есть такие слова ректора Московского гуманитарного университета Игоря Ильинского: «Наша нация деградирует и вырождается... Каждое новое поколение в России менее здорово, менее развито умственно, духовно и культурно, чем предыдущее... Если негативным процессам и тенденциям в молодежной среде не поставить предел, если ход событий не переломить, они примут необратимый характер, и тогда Россию ждет глобальная социальная катастрофа».

Это должен знать каждый!
Для сотен тысяч руководителей образовательных учреждений и учителей стратегической целью, ориентирующей и мобилизующей их, являются законы РФ и указы Президента РФ. В первую очередь статья 4 Закона №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», статья 28 Закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 41 Закона №273-ФЗ «Об образовании в РФ». И наконец Указ Президента РФ №761, требующий внедрения здоровьесберегающих программ обучения во все образовательные учреждения страны, а также Указ Президента РФ №240, провозглашающий период с 2017 по 2027 год Десятилетием детства.
Все директора и коллективы школ знают, что в школу поступают, как правило, слабые дети, уже имеющие хронические недуги. И для них традиционный (авторитарный и обезличенный) подход, опирающийся на «дисциплину, послушание и наказание», является чрезвычайно травматичным. Именно этим обстоятельством специалисты объясняют тот факт, что согласно данным НИИ гигиены детей и подростков до 80% малышей в школе испытывают хронические стрессы.
Необходимо наладить контроль и оценку работы педагогов и руководителей образовательных организаций по конечному результату их труда, который определяется перечисленными выше законами РФ. И здесь важнейшим моментом является тщательное проведение мониторинга качества развития и здоровья детей.

Роспотребнадзор не одобряет
Весьма серьезным тормозом во внедрении здоровьеразвивающих технологий в садики и школы является следующее обстоятельство. Все используемые сегодня в образовательных организациях режимы и технологии обучения, включая так называемые здоровьесберегающие, в нарушение требований статьи 28 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» не имеют заключений федеральных органов Роспотребнадзора РФ, то есть соответствующих сертификатов. По данным Совета Федерации РФ, такое заключение есть только на методику Владимира Базарного.

Залог здоровья
Напомним, что важнейшей особенностью методики Владимира Базарного является опора на профилактику заболеваний детей в ходе учебного процесса (которая значительно дешевле, чем лечение возникающих в ходе учебы патологий здоровья учащихся). Другая особенность - исключение из модели урока педагогической усидчивости, которая заменена на динамический режим и обеспечивается с помощью соединения академического учебного процесса с малыми формами организованной двигательной активности детей.

Методика Базарного - это:
    обучение в движении (отказ от сидячего положения, физические упражнения);
    уникальный инвентарь (конторки, письменные перья, тренажеры);
    горизонты внимания (минимизация книги, размещение наглядных пособий по всему пространству, активизация естественного поиска, работа учителя с учениками в режиме дальнего и ближнего зрения);
    раздельно-параллельное обучение (существование в одной школе отдельных классов для мальчиков и девочек, учет психофизиологических особенностей и различий в восприятии информации мальчиков и девочек);
    перьевое письмо (занятия каллиграфией для развития мелкой моторики);
    замеры здоровья (авторская методика доврачебного мониторинга развития детского организма) с четкими количественными критериями, по которым производится оценка интеллектуального и психофизиологического состояния детей (а значит, и качества работы педагога), - воображение, осанка, острота зрения и др.;
    природосообразность используемых методик (образовательный процесс протекает благодаря, а не вопреки естественной природе детей);
    внедрение предмета «Детское хоровое пение», основанного на народных песнях и классической музыке.
Здоровьеразвивающая методика Владимира Базарного позволяет за время школьного обучения не только не ухудшить, но даже укрепить здоровье детей. Параллельно повышаются успеваемость учеников и развитие их творческих способностей.
Отдельные элементы этой методики применяются в тысячах школ России (но, к сожалению, только благодаря энтузиазму подвижников-директоров и учителей-энтузиастов). О результатах и особенностях работы педагогов по укреплению здоровья детей в ходе учебного процесса с использованием методики Владимира Базарного можно ознакомиться на сайтах лучших образовательных организаций России по здоровому и гармоничному развитию детей. Это школа №760 им. А.Маресьева (Москва), Земская гимназия (Балашиха), лицей «Гармония» (Железногорск), лицей «Эврика» (Саяногорск), который посетил Президент РФ В.В.Путин и дал ему высокую оценку, школа №7 (Ялта), детский сад - начальная школа №115 (Ярославль) и многие другие. Наилучшие результаты зафиксированы в Белгородской области, где более 200 школ работают по методике Базарного и добились положительных результатов в укреплении здоровья учащихся.
Иными словами, решение проблемы есть! Выбор за вами.

​Владимир ЗАЙЦЕВ, член Комиссии по патриотической работе Российского союза ветеранов, директор ООО «Технологии Базарного»