В огромном «городе», каким стал палаточный лагерь в этом году, трудно было бы сориентироваться, если бы не таблички с названиями регионов. А можно и не смотреть на таблички. Просто поднять глаза и любоваться холмами, лесом, слушать, как шумит недалеко Катунь, как в часы рассвета и заката меняются краски на небе. Ведь экспедиция школьников России-2017 поселилась в Республике Алтай, селе Аскат. И за это спасибо Министерству образования и науки региона, республиканскому Центру туризма, отдыха и оздоровления. Спасибо Главе Республики Алтай Александру Бердникову, что поддержал идею проведения экспедиции в регионе, заместителю председателя правительства Республики Алтай Михаилу Маргачеву, который приехал на церемонию открытия и совершенно справедливо заметил: «В Год экологии быть здесь правильно, потому что понятия «экология» и «Горный Алтай» нельзя отделить одно от другого». А министр образования и науки Республики Алтай Алексей Бондаренко рассказал, что два года и министерство, и весь регион готовились к глобальному всероссийскому мероприятию. Спасибо, что все-таки решились! Не то, что спасибо, а просто спасибище человеку, без которого экспедиция-2017 точно бы не состоялась, - заместителю министра образования и науки республики Ольге Саврасовой. Ольга Станиславовна принимала участие в экспедициях прошлых лет, потому что она - учитель года Республики Алтай-2006. Всегда хотела привести проект в свой регион. Ольга Саврасова призналась почти серьезно: «Благодаря экспедиции стала из учителя физики заместителем министра, поскольку понимала: ресурсами учителя средней школы не провести экспедицию в республике Алтай, нужно было приложить максимум усилий. Спасибо вам за это большое!».
В этом году у экспедиции появился новый соорганизатор - Общероссийский Профсоюз образования в лице Алтайской республиканской организации. На закрытии заместитель председателя республиканского комитета Елена Горохова поблагодарила гостей Алтая за то, что помогли провести отличные курсы повышения квалификации для местных педагогов, которые квартировали в соседнем селе Анос и куда на несколько часов в день уезжали педагоги экспедиции. Республиканский профсоюз одарил учителей России подарками на память. А дети в ответ скандировали: «Профсоюз!».
Очень горжусь не только тем, что представляла аппарат профсоюза на таком масштабном мероприятии движения учителей года, передала привет всем участникам экспедиции от председателя Общероссийского Профсоюза образования Галины Ивановны Меркуловой, но и тем, что вошла в состав необыкновенного (хотя и временного) педколлектива проекта. Коллектив, как в хорошей массовой школе - около 70 человек. Все годы проведения экспедиции наблюдала за ней, редактировала материалы, написанные авторами, даже наведывалась в гости. И вот первый раз - полноценный участник. Веду мастерскую «Полевой пресс-центр: от рассвета до заката» и вместе с учителем информатики из Томска Еленой Емельяновой, а также с многочисленными помощниками делаю полевую газету. Елена Юрьевна верстала наше малотиражное издание (а это огромный труд по собиранию разрозненных материалов!), копила новости в самую читаемую рубрику под названием «Болтушка» и как-то еще умудрялась давать занятия в своей мастерской «Формула вопроса (информатизация интеллектуальных игр)». Мастерская хитрая: на первый взгляд, она про участие в игре «Что? Где? Когда», а на самом деле ребята учатся ставить вопросы - получают один из важнейших навыков!
Название нашей газете - «Алтай-болтай» - придумала учитель начальных классов из Красноярска Надежда Князева, ее статья об экспедиции, кстати, на соседней странице. Надежда Константиновна (а имя-то какое!) необыкновенный человек, блестящий педагог, великолепный эссеист, фантастический фотограф. Ее мастерская называлась «Обман зрения» - школьники бегали по всему лагерю с телефонами и фотоаппаратами, пытаясь сделать самый неординарный снимок.
Все выпуски газеты можно скачать в группе Общероссийского Профсоюза образования ВКонтакте vk.com/eseur. Конечно, надо учитывать, что это корпоративное издание и какие-то шутки понятны только тем, кто провел две недели в палатке на берегу Катуни. Есть там опечатки и смешные нелепости. Но в целом газета, на мой взгляд, передает вольный дух экспедиции, которая является, конечно, школой, но летней, где и преподают, и учатся по доброй воле. Мы говорили о разнице между массовыми и корпоративными изданиями и на мастерской по журналистике, где для иллюстрации жанров я брала статьи из «Моего Профсоюза» - корпоративного издания. Создание статей и фотографий для полевой газеты стало практикумом к мастерской. Порадовало серьезное отношение ребят к журналистике - данные проверяли, пошлых шуток не позволяли, активно брали интервью и смело писали тексты (многие в первый раз в жизни).
После полноценного участия в экспедиции школьников России захотелось написать о ней книгу. Однако обрываю даже это короткое повествование, чтобы дать слово другим участникам, в том числе детям, которые расскажут о мастерских и других мероприятиях обширной программы летней школы на Алтае. Они ведь главные - дети или, как они называют себя в соцсетях, #golovnergeneration. То есть поколение Владимира Головнера, химика из Москвы, учителя года столицы-1997, который придумал экспедицию и крепко держит свое детище на плаву в наше непростое время.
А если вы впервые слышите об экспедиции школьников России и вам не терпится понять, как она организована, быстрее идите по ссылке на сайт www.pelikanschool.org. Там вы найдете максимум информации. И возможно, немного нам позавидуете…