Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового и зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Несформированность какой-либо из этих функций (звеньев) может вызвать нарушение процесса овладения письмом - дисграфию.
Письмо и чтение поздно формируются в онтогенезе, причем данные процессы осложняются тем, что в них участвует знаковая система. Различение знаков - отдельная большая работа для нервной системы, при этом задействуется множество зон головного мозга. В процессах чтения и письма участвует практически весь мозг!
Анализ ошибок письма у детей с дисграфией показал, что у младших школьников часто недостаточно развит фонематический слух, вследствие чего они не различают звукового состава слова, не могут слить буквы в слоги, слоги в слова, добавляют или заменяют буквы по твердости-мягкости, звонкости-глухости. Страдает устная речь, вследствие чего нарушается и письменная.
Профилактика дисграфии начинается со своевременного выявления группы риска, к которой правомерно относить детей с постнатальными нарушениями, с поздним и аномальным развитием устной речи, с задержкой психического и речевого развития, с выраженной незрелостью изобразительных способностей, с билингвизмом.
При подозрении на дисграфию целесообразно пройти медицинское обследование у окулиста, невропатолога, ЛОР-врача, а логопед, в свою очередь, определит уровень сформированности речевых функций.
Выявление детей группы риска в оптимальном варианте должно быть проведено до начала обучения в школе или в начале учебного года.
С такими детьми на базе школы проводится коррекционно-профилактическая работа: исправление фонетико-фонематических нарушений; формирование функционального базиса письма; индивидуализация темпов и методов обучения письму; формирование звукопроизношения и правильной артикуляции звуков.
При профилактике нарушений письма мы применяем разные методы здоровьесберегающих технологий (например, акватерапию и пескотерапию, где используются специальные материалы для разных заданий для звукового анализа и синтеза слов - цветные камешки, палочки, фигурки). Это ведет к стабилизации нервной системы ребят: снижается повышенная возбудимость, улучшается концентрация внимания, возникает позитивный эмоциональный подъем.
Логопеды нашей школы периодически посещают семинары, окружные, городские мастер-классы. На этих мероприятиях мы узнаем много нового, обмениваемся практическим опытом с коллегами, и это помогает добиваться хороших результатов.
И еще хотелось бы добавить, что в нашей работе важен не только интерес к своей профессии, но и сопереживание, любовь к детям, которые отвечают нам взаимностью. Это и есть основные слагаемые успеха.

Наталия ПЕЛЫХ, Дарья ПЕЛЫХ, учителя-логопеды школы №1399