Кас с профессионалом», деловой клуб «Набат», творческая гостиная... Как ждут этих событий ребята, чтобы вместе со взрослыми обсудить животрепещущие проблемы, окунуться в музыкально-поэтический мир!
Из семи профориентационных заповедей заповедь №1: научиться использовать возможности школы для раскрытия своих способностей: «Учиться надо весело, чтобы хорошо учиться!»
Заповедь №2. Надо постигать искусство ценить время. Школа - трамплин для успешной жизни. Самодисциплина, организованность, системность, избирательность, целеустремленность, требовательность к себе и вместе с тем уважение к учителям, родителям и своим одноклассникам, умение доказывать свое мнение - все это дается кропотливым каждодневным трудом, но сторицей возвращается высокими результатами на диагностиках, ГИА, при поступлении в учреждения профессионального образования, в дальнейшей трудовой деятельности и семейной жизни. Главная школа - сама жизнь.
Принципы «Образование через всю жизнь» и «Время делает нас» становятся жизненным кредо, когда ребята параллельно занимаются в музыкальных, спортивных, творческих школах, в кружках и студиях, молодежных театрах, на лингвистических курсах, в технопарках.
Только в школе в текущем учебном году действовало 104 творческих, интеллектуально развивающих, спортивных кружка, клуба и студии. Вместе с тем ребята получали параллельно с учебой в школе профессии «мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей», «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» в колледже №47 имени В.Г.Федорова. Также они были активными участниками «Профессиональных сред», «Университетских суббот», «Школ активиста» и удивляли местных жителей в городе Бордо прекрасным французским, знакомясь с особенностями французской культуры и образования.
Ученику, а тем более выпускнику обязательно надо использовать уникальный образовательный шанс - открывать в себе потенциал исследователя, проектировщика, творца. Сколько необыкновенных возможностей дает проектная и исследовательская работа в школе! Уже здесь рождаются первые курсовые работы студентов и даже их дипломы, а возможно, и будущие диссертации! В этих проектах порой просматриваются будущие профессиональные траектории. В прошлом году на международном салоне инноваций «Архимед» наши ребята получили дипломы почетных участников, презентуя свои экопроекты.
Школьные кабинеты, музеи постепенно уступают места современным лабораториям и техноцентрам вузов благодаря системному партнерству с МГТУ им. Н.Э.Баумана, Московским политехом, МХТУ, МИСиС, МГПУ, МГУ им. М.В.Ломоносова, технопарками, выставочными залами, музеями, а также благодаря городским, отраслевым вузовским и даже международным конференциям.
Наши учителя в тандеме с преподавателями высшей школы, студентами, научными сотрудниками музеев и НИИ помогают ученикам видеть перспективные  научные профильные направления, улавливать актуальные тенденции развития современной экономики.
Школа №1286 - многопрофильная образовательная организация. С 1-го класса у ребят есть возможность развивать свои таланты в лингвистических и музыкальных классах. У выпускников начальной школы широкий выбор предпрофильных траекторий технологической, лингвистической, естественно-научной направленности. В школе открыты инженерный (партнеры - МГТУ им. Н.Э.Баумана, Московский политех, МХТУ) и медицинский классы (партнер - МГМУ имени И.М.Сеченова).
Заповедь №3. Добиться мировоззренческого профориентационного баланса - гармоничного соотношения позиций «хочу», «могу», «надо».
Важно понимать, чего хочет каждый обучающийся и каким образом этого можно достичь, научить его исследовать свои интересы и возможности.
В этом смысле неоценима роль ученического самоуправления. Наши ученики, такие как Алина Вилемсон (10-й класс), Мария Баранова, Елизавета Солдатенкова (9-й класс), Елизавета Дерябина (8-й класс), уже сегодня мастерски владеют искусством командообразования и лидерства, обучаясь в школах активистов Москвы, выигрывая в конкурсах социальной направленности, олимпиаде социально одаренных детей «Топ-100», став членами в детском совете при уполномоченном по правам человека в Москве (Мария Баранова).
Для того чтобы школьники смогли к началу 9-го класса ответственно выбрать свои предпрофессиональные траектории, в 8-м классе у них вводится курс проектной и исследовательской деятельности по теме «Защищаю свой жизненный выбор», где на модульной основе преподают профориентолог-маркетолог, психолог и учитель, руководитель профильной части проекта, исследования.
Заповедь №4. Чтобы лучше понять себя, свой потенциал, можно пройти профориентационное тестирование и сравнить свои выводы по поводу профессионального выбора с результатами внешнего анализа своего потенциала. Сегодня центров, оказывающих подобные услуги, много.
Мы поддерживаем контакт с партнером в лице работодателя, крупной строительной компании «Патриот», которая предоставила нам свой электронный профориентационный портал Jobtaker.
В результате анализа индивидуальных данных учеников сотрудниками портала каждый из респондентов получил сертификат с подробной картиной своих профориентационных возможностей: о профильных склонностях, степени профессиональной готовности, типе мотивации, направлениях интересов личности, рекомендуемых профессиях и «антипрофессиях».
Классные руководители, в свою очередь, получили профориентационную картину своих классов.
Заповедь №5. В 8-х и 10-х классах подросткам необходимо активно исследовать внешние профориентационные возможности Москвы и выбирать свой жизненный путь.
Наши обучающиеся посетили более 15 предприятий и фирм: Микояновский мясокомбинат, МПБК «Очаково», полиграфический комплекс «Пушкинская площадь», фабрика Grishko и др.
Заповедь №6. При выборе возможных профессиональных путей обучающимся нужно учесть мнение родителей, близких людей, посоветоваться с учителями, старшими товарищами, уже поступившими в образовательные учреждения профессионального образования, и с учетом всей собранной информации составить свою дорожную карту профессионального выбора.
Заповедь №7. Целеустремленно двигаться к достижению цели с готовностью к переменам и постоянным изменениям.
Каждый год несет новые интересные профориентационные возможности московским школам: столичный ресурс неисчерпаем. Стратегически важная задача для педагогических коллективов в содружестве с родителями и партнерами - системно и максимально эффективно использовать его для формирования осознанного жизненного выбора наших ребят, их самореализации.

Светлана ВОЛКОВА, директор школы №1286,
Марина ВОРОНОВА, заместитель директора школы №1286, кандидат педагогических наук