Не случайно в свое время на медали, которую получали выпускники школ РСФСР, было написано «За отличные успехи в учении, труде и за примерное поведение». Давайте разберемся, за что сейчас получают медали выпускники школ.
Сегодня медаль «За особые успехи в учении» вручается российским выпускникам, завершившим освоение образовательных программ среднего общего образования, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию и имеющим итоговые оценки успеваемости «отлично» по всем предметам в соответствии с учебным планом.
А выпускники московских школ могут еще получить медаль «За особые успехи в обучении», если являются победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников, если набрали 100 баллов ЕГЭ по одному предмету, если имеют итоговые отметки «отлично» по всем предметам и набрали при сдаче ЕГЭ в сумме не менее 220 баллов по трем предметам.
Очень здорово, что выпускники школ города Москвы могут получить две золотые медали сразу! Но на практике оказывается, что далеко не все получившие медаль федерального уровня могут претендовать на московскую медаль. Почему такое происходит?
Нередко в школах ребятам «натягивают» итоговые оценки по некоторым предметам, чтобы дать возможность получить медаль федерального уровня. Только при этом забывают о том, что все хитрости отчетливо проявятся в результатах ЕГЭ. И выпускники, имеющие отличные итоговые оценки, не набирают по трем предметам 220 баллов. А это уже серьезный вопрос к школе. Выходит, что те, кто получил медаль «За особые успехи в учении», не смогли продемонстрировать свои отличные знания и набрать высокие баллы. Таким образом, фальсифицируя результаты и выставляя в аттестат завышенные оценки, не подтвержденные самой главной внешней процедурой - государственной итоговой аттестацией, школа не просто обманывает ученика и его родителей, а ставит под сомнение свою надежность. И если в школе из года в год выпускники не подтверждают высокие оценки в аттестате высокими результатами ЕГЭ, то можно делать выводы о «незрелости» внутренней системы оценки качества образования в этой школе, об отсутствии культуры объективного оценивания. Ведь если получена медаль федерального уровня, то медаль столичная должна быть обязательно! Это является знаком академической честности школы и ее выпускника.  
Отсутствие московской медали при наличии аттестата с отличием -  повод для серьезного анализа причин и предупреждения подобных ситуаций в школе. Заместитель по управлению качеством образования вместе со всей административной командой должны так спланировать систему внешних диагностик и административного контроля, чтобы исключить необъективность внутренней оценки уже на уровне начальной школы.
Внимание к поднятым вопросам может привести и к пересмотру федеральных критериев определения претендентов на медаль. Представители столичных ассоциаций в сфере образования уже обратились с соответствующим предложением к главе Рособрнадзора.   
Однако различие в критериях ставит московские школы в ситуацию своеобразного вызова: ведь подтверждение каждым отличником своих учебных результатов на ЕГЭ - индикатор надежности столичной школы.
Сейчас медаль практически не дает никаких льгот при поступлении в вузы. Но каждый год сотни мальчишек и девчонок с гордостью идут на выпускной вечер за своей наградой. Наградой за кропотливый труд, любовь к знаниям, твердый характер. А честная школа по-настоящему испытывает радость за своих выпускников - обладателей двух медалей, которых поддерживала на все годы учебы на пути к успеху, стимулировала к достижению цели.   

Василий ЛЕВЧЕНКО, председатель Ассоциации по управлению качеством образования