Июль - это ремонт зданий, выявление и устранение недочетов и оформление паспорта готовности школы, подготовка к отопительному сезону, решение кадровых вопросов, написание публичного доклада.
Август - это окончание ремонта, шлифовка всех мелочей, отмывка до блеска: ведь уже к середине последнего летнего месяца школы Москвы должны быть полностью готовы к встрече с детьми.
А еще есть большая школьная территория, клумбы и газоны, за которыми необходимо заботливо ухаживать все лето, чтобы 1 сентября яркий ковер цветов обрадовал наших ребят, превратив День знаний в одно из самых красивых впечатлений года.
В школе не бывает не важных вещей. И учитель, который честен и искренен, который вкладывает в свой труд всю душу и относится к нему безо всяких скидок как к высокому служению, понимает: все здесь должно максимально работать на ребенка. Все в школе должно помогать созданию хорошего настроения, атмосферы комфорта, гармонии и уюта, располагающей к обучению, запоминанию, раскрытию талантов и лучших личных качеств учащихся вообще.
Именно поэтому рабочий день учителя не заканчивается со звонком с урока, а наступление лета не означает, что учитель вдруг перестал быть учителем. Школа - это же, будем откровенны, не совсем «работа»: школа - это судьба, это часть нашего генома. Иносказательно говоря, учитель живет в школе, а школа живет в учителе сутки напролет круглый год. Невозможно просто захлопнуть дверь и уйти домой, не думая об учениках. И в отпуске тоже.
Кто-то в классе на кого-то посмотрел со злостью, и этот недобрый взгляд тебя огорчил, насторожил и продолжает тревожить, кто-то пожадничал, кто-то чем-то обидел соседа по парте... Значит, надо подготовить классный час на тему дружбы и отношений. Нужно запланировать экскурсии - ведь жизнь школьника должна быть интересной, и обязательно заранее разместить объявления о намечающихся поездках в электронном классном журнале, продублировать их в группу в WhatsApp... И еще, конечно, стоит позвонить маме Андрюши и справиться, как сейчас дела, а то в последнее время он был сам не свой...
Учитель всегда переживает за своих детей и всегда находится в поиске лучших решений. Он видит целое и частности, он должен быть на шаг впереди, а то и на все десять, уметь различать полутона и быть готовым ответить на любые вопросы ребят, в том числе о том, как они смогут применить в дальнейшей жизни полученные на его уроке знания и как эта тема согласуется с другими предметами.
А приоритет номер один в работе учителя - это, конечно, личное развитие каждого ученика. Класс есть класс, но школа не должна быть образовательным конвейером.
Индивидуальный подход к ребенку - вот цель педагога. Отстраненности, прохладности и формализму не место в школе. Дети должны чувствовать искреннее участие учителя, его теплое и заинтересованное отношение к себе, вовлеченность в свои дела. Только такой учитель, который все делает по зову души, а не для «галочки», сможет воспитать в ребенке умение противостоять эгоизму, социальной апатии, равнодушию к окружающим и судьбе Отечества в целом.
Уверена, что, лишь сформировав у ученика набор ключевых, базовых добродетелей, укрепив основы нравственности, мы можем говорить о его успешности. Патриотизм, понимание того, что главная ценность - это человеческая жизнь, трудолюбие, упорство, настойчивость, мужество, сострадание и милосердие - вот чему вне школьной программы, между строк учебников, непременно учит школа. Ведь школа - это сама жизнь в миниатюре, это ее генеральная репетиция и тренировка в одном флаконе.
Второй приоритет в работе учителя - развитие метапредметных компетенций. Приказом Министерства образования и науки РФ от декабря 2010 года утвержден федеральный государственный образовательный стандарт - системообразующий элемент всего образования. На госуровне определена цель: воспитание творческой, свободной личности, исповедующей ценности демократического общества. Перед школой стоит задача, как уже сказала выше, выявления и развития способностей каждого ученика, а также достижения им не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов. Стандарт ориентирует педагогов на формирование у ученика ключевых компетенций, которые обеспечат ему гибкость и адаптивность по отношению к нашему стремительно меняющемуся миру. Личность, интеллект, нравственность - вот три маяка образования.
Современный урок - это яркий пример сотворчества учителя и учеников. Подготовка к уроку - это не пролистывание учебника, это всегда разработка детального сценария, который затем воплощается в увлекательное действо, в настоящий спектакль, где учитель выступает режиссером, а в главных ролях дети, активно вовлеченные в процесс создания урока. И ведь в каждом классе «актеры» разные, но учитель не имеет права схалтурить и сфальшивить - ребенок всегда это заметит. Этот уникальный и на все сто процентов правдивый спектакль учитель-режиссер должен ставить ежедневно, ежечасно и в каждом классе по-разному: несмотря на усталость и самочувствие, «шоу должно продолжаться». Show must go on!
Школьный урок сегодня - это еще и новый вызов учителю вообще. Сейчас в помощь педагогу - Интернет со всей его необъятной базой знаний. Но не секрет, что нынешние дети чувствуют себя в интернет-среде зачастую более уверенно, чем некоторые взрослые, и педагогу необходимо соответствовать этой планке. Учитель должен уметь разговаривать с детьми на одном языке и быть им интересным как личность. Очень многое зависит от диапазона и гибкости эмоционального интеллекта учителя.
В столичных школах в минувшем учебном году стартовал уникальный проект «Московская электронная школа», который позволил вывести урок на качественно новый уровень, расширив его привычные границы и сделав еще более ярким и запоминающимся. МЭШ собирает в единую копилку самые лучшие сценарии уроков учителей по всем предметам и использует последние мультимедийные технологии. Считаю, нам, учителям, надо не только пользоваться этой невероятной копилкой, но и пополнять ее самим, а иначе получается как-то несправедливо.
Кстати, за два летних месяца на модерацию в Городской методический центр поступило большое количество сценариев от педагогов со всей Москвы - учительское сообщество с большим воодушевлением отнеслось к возможности делать уроки интереснее и содержательнее.
Многие новые сценарии были одобрены и уже размещены в общем доступе, 17 учителей города Москвы получили гранты в летние месяцы.
Гордость нашего межрайона - школа №1571, которая стала обладателем девяти грантов МЭШ, таким образом, возглавив список столичных школ-лидеров, участвующих в проекте. Преподаватель математики этой школы Татьяна Алексеевна Никульникова получила летом второй грант мэра Москвы.  Школа №1298, которой я руковожу, заняла в списке пятую строчку - пока на нашем счету два гранта, но останавливаться на достигнутом мы не собираемся.
Одно из неоспоримых достоинств МЭШ заключается в том, что данный проект делает образование доступным для каждого и на любом расстоянии. Участником урока при необходимости может стать любой ученик, учитель или родитель, даже находясь в любой точке мира, при условии наличия планшета, айфона или компьютера с доступом во Всемирную сеть.
И во время отпуска, пока учитель раздает своим домашним и близким накопившиеся за учебный год долги любви, тепла и заботы, он непрестанно прокручивает в голове свой «школьный сериал» и отношения с учениками, придумывает новые темы и ходы, скрупулезно проводит внутренний аудит, как я это называю.
Учитель на то и учитель, что не только учит, но и четко понимает, что непрестанно должен учиться и расти сам. Он всегда в хорошем смысле голоден до новых знаний и стремится объять необъятное. «Я знаю, что я ничего не знаю», - писал Сократ. Настоящий учитель, мне кажется, всегда смотрит на свою работу как на необыкновенное путешествие в удивительную и неизведанную до конца страну, проводником в которую ему повезло стать.
Не только ученики уходят на летние каникулы со списком книг, рекомендованных к прочтению, есть он и у педагогов. Чтобы помочь стимулированию творческой мысли, предлагаю учителям список литературы. В этот раз в нем семь книг: «Google Apps для образования» (Борис Ярмахов, Людмила Рождественская), «Жалоба как подарок» (Барлоу Дж., Меллер К.), «Управление проектом на одной странице» (Кларк Кэмпбелл), «Как привести дела в порядок. Искусство продуктивности без стресса» (Дэвид Аллен), «Мастерство учителя» (Дуг Лемов), «Искусство объяснять» (Ли Лефевер), «Искусство обучать» (Джули Дирксен). Убеждена, что благодаря такому полезному чтению учителя сделают процесс обучения еще более интересным, наполненным, глубоким.
Но самообразование наших педагогов не ограничивается книгами: как люди, увлеченные своей профессией, они активно посещают тематические лекции, разнообразные мастер-классы. Лето для нашего МСД всегда пора активная и богатая на интересные события.
Например, совсем недавно в ходе авиасалона МАКС-2017 Московский государственный образовательный комплекс подписал соглашение с Федерацией мотоциклетного спорта России и Всероссийским детским центром «Орленок». Предмет соглашения - сотрудничество в сфере образования и науки, содействие эффективному функционированию систем среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, приобщение обучающихся к мотоциклетному спорту и мототуризму для всестороннего и гармоничного развития личности обучающихся, повышения спортивного мастерства и водительской культуры, укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни; проведение совместных мероприятий для обучающихся, интеграция преподавательских кадров, совершенствование образовательного процесса. Уже в сентябре в рамках этого трехстороннего договора будет открыта школа по мотокроссу.
А учителя физической культуры школы №1298 побывали на специальной тренировке по футболу для учителей школ - участниц проекта «Активные дети - олимпийские надежды» на базе академии «Спартака». Ее провел сам Валерий Непомнящий, звезда советского футбола, легендарный тренер и игрок.
В июле на территории спортивно-оздоровительной базы «Белый камень» в Чебоксарах (Чувашская Республика) прошла VI компетентностная олимпиада, где Москву представляла сборная команда, в состав которой вошли и учащиеся школ нашего МСД - №827 и №2097. Оператором по СЗАО от Центра экологии, краеведения и туризма для отбора учащихся на региональный этап была школа №2097. В течение десяти дней ребята со всей страны решали парадоксальные задачи, придумывали новые миры. В итоге наша команда вернулась в столицу с победой: ученик школы №827 занял второе место в личном зачете, а в командном лидером стала сборная Москвы! А воспитатели дошкольного отделения «Соловушка» школы №1985 приняли участие в соревнованиях «Кубок президента ФГСМ по городошному спорту среди педагогов - воспитателей дошкольных отделений образовательных организаций города Москвы» и заняли второе место в личном зачете.
Яркие впечатления приобрели ребята и педагоги школы №830 - команда школьников, обучающихся по специальным адаптированным программам для детей с ОВЗ, вернулась из Краснодарского края после успешного участия в физкультурно-оздоровительном мероприятии «Продвижение». Тренинги по командообразованию, увлекательные квесты и эстафеты, мастер-классы по актерскому мастерству и рисованию, спортивные игры и танцевальные разминки - пребывание в палаточном лагере были продуманы так, что у ребят практически не было свободного времени. А главной изюминкой «Продвижения» стал настоящий шестидневный спортивно-туристический поход, в ходе которого школьники совершенствовали основы туристского мастерства, приобрели навыки, необходимые для выживания в условиях автономного пребывания в дикой природе, и, конечно, насладились красотами Краснодарского края. Маршрут максимально охватил местные достопримечательности: Монашкино ущелье, пещера Зубащенко, гора Гурмайский Шахан и скала Кизинчи, урочище Дольмены, река Ходзь и многие другие.
Подводя итоги, хочу отметить: лето для школы и учителя - это, безусловно, пора обновления и совершенствования. Во всех смыслах. Лето как метафора преображения в улучшенном формате. Вот такой он, наш бесконечный, увлекательный и очень непростой школьный марафон, без которого, давайте признаемся, мы все себя не мыслим.

Ольга ЯРОСЛАВСКАЯ,
директор школы №1298, председатель межрайонного совета директоров школ районов Южное Тушино, Северное Тушино, Покровское-Стрешнево и Куркино, депутат Московской городской Думы