«Я думаю, что вместе с ФИДЕ и со всеми заинтересованными структурами, депутатами, экспертами нам удастся реализовать идею, о которой я уже говорила, - введение шахмат в школу именно как курса. Мое глубочайшее убеждение, что шахматы должны быть в каждой школе уже с 1-го класса. Это доступно, не требует больших затрат и дает основу для интеллектуального развития ребенка. Родители эту идею поддерживают. Там, где дети играют в шахматы, абсолютно другие результаты обучения. Понятно, что перегружать образовательную линейку мы не можем, но в рамках внеурочной деятельности, факультативов это должно быть в каждой школе», - сказала Ольга Васильева.
Кирсан Илюмжинов рассказал о работе, которую проводит ФИДЕ по подготовке учебников и методических пособий для педагогов, предложил закрепить право на получение дополнительных баллов при поступлении в вузы для победителей шахматных чемпионатов всероссийского и международного уровней, а также ввести в рамках Всероссийского конкурса «Учитель года России» специальную номинацию от ФИДЕ. Министр пообещала, что все высказанные предложения будут проработаны на федеральном и региональном уровнях.
Между тем участники слушаний в Общественной палате предложили включить инициативу по внедрению шахмат в школах в проект плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства.
Нужно ли вводить такой курс в каждой российской школе и реально ли это сделать?

Виктор БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, академик РАО:
- Вопрос о введении шахмат в школе поднимался уже неоднократно. Еще Анатолий Карпов активно проводил эту идею, и тогда договорились о том, что делать шахматы отдельным предметом в школе, обязательным для всех детей, мягко говоря, не совсем осмысленно. Надо создавать шахматные кружки и школы. Кстати, лично я к шахматам отношусь с большим уважением, с удовольствием играем с друзьями...
Если посмотреть на эту инициативу с точки зрения сегодняшнего дня, то возникает целый ряд вопросов. Школьная программа перегружена, и если вводить еще один предмет, то это будет лишь еще один кирпич в рюкзак школьника. Если вводить вместо чего-то, то вместо чего? А кто это будет преподавать? На любительском уровне у нас, конечно, шахматистов много и среди педагогов. К тому же можно привлечь и наших ведущих шахматистов, и молодое поколение тоже. Но, конечно, это возможно только посредством интернет-сервисов и в формате дополнительного образования.
Куда более содержательный вопрос, а на какие компетенции, которые обозначены в стандартах, будут играть именно шахматы? Волевые качества? Их можно развивать и на любом спортивном предмете... Умение логически мыслить? Если отстаивать этот плюс шахмат как главный, я бы лучше предложил вернуться к другому вопросу, который уже давно не поднимался, - введение в школах логики. Вот это можно вписать и в математику, и в информатику...
Что еще такого особого могли бы развивать шахматы? Умение стратегически мыслить, планировать свои действия на несколько шагов вперед? Это может любая хорошо организованная проектная деятельность.

Виталий ПОЛОУДИН, руководитель Научно-методического центра шахматного образования при Фонде развития шахматной культуры им. гроссмейстера В.А.Алаторцева, кандидат педагогических наук:
- Я знаю, что сегодня во многих школах шахматы уже преподают как дисциплину или факультатив. Но обучение ведется с явным спортивным уклоном. Я категорически против такого подхода. По моему мнению, на первом этапе в школах нужно ввести кружок шахмат в рамках дополнительного образования. И пусть туда приходят дети, которым это интересно. И уже после того как ребята освоят азы и пройдут некий пропедевтический курс, они сами определят, что им более интересно - шахматы как спорт или шахматы для общего развития. Как и в любом другом деле, здесь не должно быть никакой принудиловки.
У меня был печальный опыт, когда я по приказанию директора школы начал преподавать шахматы именно как обязательный для всех предмет. И это было весьма плачевно, поскольку в классе лишь несколько человек действительно интересовались шахматами, остальным это было совершенно не нужно. Как результат большинство всячески мешало меньшинству, а заодно и мне. Причем я их прекрасно понимаю!
Шахматами должны заниматься лишь те, кто по-настоящему мотивирован и заинтересован, а остальные вправе отказаться от этого.
Что же касается чисто технической стороны вопроса, то на самом деле сегодня подготовлено достаточное количество программ и методик, с помощью которых можно обучить нужное количество преподавателей. Вопрос лишь в том, на что мы будем делать упор - либо на общее развитие, межпредметные связи, креативное мышление, либо на результат, выраженный в кубках, вымпелах, призах. Как бы нам не ошибиться.

Ольга КОСИВЕЦ, заместитель директора школы №2 с углубленным изучением английского языка, Кисловодск, Ставропольский край:
- Как обязательный предмет шахматы у нас ввести не получится - ФГОС уже расставил акценты по базовым предметам, к тому же вся вариативная часть уже разобрана. Но вот в рамках дополнительного образования это вполне приемлемо. У нас в городе есть шахматная школа, которую посещают ребята со всего Кисловодска, разумеется, те, кому это интересно. Полагаю, те, кто работает в этом учреждении, вполне смогут, если понадобится, организовать факультатив в любой из образовательных организаций. Но я вижу другой вариант решения кадровой проблемы. Существуют прекрасные компьютерные программы для самообразования, кроме того, обучать игре можно и дистанционно, а это значит, что педагог может находиться за сотни и тысячи километров от своих подопечных.

Марина ВДОВИНА, директор Кепской основной общеобразовательной школы, Калевальский район, Карелия:
- Вообще-то идея очень хорошая. Вопрос только в том, как она будет реализована. Не требуйте от меня, чтобы шахматы были введены в школе с 1 сентября. Мне нужно закупить шахматы, найти специалиста - это, наверное, самое сложное в условиях сельской школы; ввести занятия по шахматам в учебный план, определив, что это будет - факультатив, кружок или урок, разработать программу, найти для всего этого источник финансирования... В общем, я за, но без спешки, не для «галочки» и потока очередных отчетов.

Елена РАЗУМОВА, мама пятиклассника, инженер, Великий Новгород:
- Я категорически против! Мой ребенок учится в гимназии. Количество заданий на дом и уровень сложности программ по всем предметам просто зашкаливают! Если будут введены еще и шахматы, и прочие дополнительные предметы, детям будет совсем плохо в школе. Говорят о том, что такие предметы предлагается вести факультативно. Но есть опасность, что детей в добровольно-принудительном порядке отправят на подобные факультативы всем классом. Кроме того, в каждой школе ввести факультатив по шахматам нереально. Где взять преподавателей? Выйдет, как с предметами «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Основы религиозных культур и светской этики», их повсеместно ведут неспециалисты. И это в городах! А в сельских школах, где учитель русского языка из-за нехватки кадров берется за преподавание физкультуры и информатики, там кто будет вести шахматный факультатив?