В роли школьников
- Нынешняя школа в отличие от предыдущих оказалась не очень многочисленной. В этой смене не участвуют молодые ученые, специалисты по делам молодежи муниципальных образований. Приехало 36 молодых педагогов. Учительская зарплата небольшая, в муниципальных бюджетах средства на обучение не предусмотрены, поэтому традиционно местные профсоюзные организации помогают оплатить организационный взнос, - рассказывает председатель краевого комитета профсоюза образования Нина Окунева. Сегодня, по словам профлидера, в крае более 5 тысяч молодых педагогов, около 3 тысяч из них - члены профсоюза.
- Я горжусь тем, что когда-то мы вместе с министерством образования приняли решение создать такую школу, - обратилась к участникам Нина Ивановна.
В программе летней школы - обучающие семинары и лекции.
- Очень интересная лекция была по информационным технологиям, которые можно внедрять в обучение детей. Я взяла много материалов для создания сайта. Весьма полезным был рассказ читинских педагогов об опыте разработки уроков, - делится учитель английского языка из Красночикойского района Виктория Арефьева.
Пока работники профсоюза образования готовят свои площадки и квест, воспитанники школы собираются в конференц-зале. Там подводят итоги очного этапа конкурса профессионального мастерства «Начало», на который молодые педагоги представляли свои научные и методические разработки. Заглядываю в зал.
- Обозначу проблемы, - говорит конкурсантам замминистра образования края Наталия Шибанова. - Страдает презентационная культура, этому нужно учиться. Никакие обстоятельства не должны помешать вам красиво презентовать свою тему. Если что-то не работает, не включается - это мелочи. Все, что вам нужно, у вас в голове. Это профессионализм педагога.
Учителя, которые уже имеют за плечами как минимум год работы в школе, сидят перед замминистра в роли провинившихся школьников. В зале ни шороха, ни шепотка. Слышать критику, конечно, не очень приятно, зато полезно.
Вот и учитель биологии Ольга Кондратьева из Приаргунска сделала для себя выводы. Она участвовала в заочном этапе конкурса. На очный этап ее проект не прошел. Ольга считает, что на бумаге нелегко передать идею, ей это пока не удалось. Жюри, видимо, из-за этого и не пропустило ее масштабный проект.
- В конкурсе было три номинации: «Авторский веб-ресурс педагога», «Образовательное событие» и «Моя профессиональная карьера». Я участвовала в номинации «Образовательное событие» с проектом по охране зрения «Взгляд на мир». Сейчас мы постоянно пользуемся телефонами, компьютерами, интерактивными досками. Мой муж-окулист меня ругает, что я непрерывно порчу свое зрение. И я подумала, что как педагог могу в рамках внеурочной деятельности научить детей профилактике проблем зрения.

Как изобразить справедливость?
И вот начинается квест. В его проведении профсоюзу помогают ребята из тренинговой компании «От А до Я». Все они выпускники факультета педагогики и психологии, а значит квест - не развлечение, это игра со смыслом. Она позволяет понять, кто из молодых педагогов на что способен.
По сигналу игротехника Алексея Быкова педагоги делятся на четыре команды по цветам: красные, белые, зеленые и синие. Всего запланировано пять станций, на каждую отводится не более десяти минут.
Одной из самых творческих стала площадка, где требовалось заменить слова известной песни новыми.
- Мне бы хотелось, чтобы вы рассказали немножко о своей работе с детьми, - ставит задачу перед педагогами из красной команды игротехник Ростислав. - Но я воспринимаю информацию только в творческой подаче, поэтому попробуйте прибегнуть к стихам и музыке. Сегодня вы будете переделывать замечательную песню «Поворот» группы «Машина времени».
На переделку у преподавателей всего четыре минуты. Не теряя ни секунды, девушки начали рифмовать слова, которые отражают их школьные будни. Получился сносный текст, который представительницы сферы образования исполнили под гитару.
На другой творческой площадке требуется придумать и нарисовать эмблему для Ассоциации молодых педагогов.
- Как вы думаете, какой должна быть эмблема? - интересуется игротехник у «зеленых».
- Отражающей молодость, - выкрикивают с одной стороны.
- Образование! Единство! - слышится с другой.
- А какие у вас ассоциации с молодым педагогом? - задает направляющий вопрос игротехник.
- Позитивный, энергичный, творческий человек, - отвечают учителя.
- Верно. Эмблема должна быть простой и запоминающейся. Еще она должна отражать особенности вашей профессиональной деятельности, вашу молодость, понятия «ассоциация» и «молодой педагог», должна быть долгосрочной и уникальной. Думаю, вам по этим критериям удастся создать эмблему здесь и сейчас, - отмечает куратор площадки.
Начинается бурный процесс обсуждения. Одни предлагают нарисовать веточку как символ молодости и роста, другие книгу как символ образования. После споров решили изобразить и то, и другое:
- Давайте сделаем эмблемой открытую книгу, из нее растут зеленые росточки - знания. А по кругу идет окантовка - как символ ассоциации.
Одно из самых физически выматывающих испытаний - командные прыжки через огромную скакалку. Не менее тяжелым оказалось и передвижение на «лыжах» - двух длинных круглых брусках дерева. Команде нужно придумать, как прикрепить их к ногам с помощью веревок и пройти хотя бы два шага всем вместе.
Через пять минут бесплодных усилий игротехник намекает педагогам, что они делают что-то не так:
- Вы еще ни шагу не сделали, а у вас всего пять минут осталось. Причем заметьте, делает все мальчик, девочки просто наблюдают. И даже ничего не советуют.
- Мальчик, быстрее делай! - шутливо подгоняют товарища дамы.
Наконец команда пытается сделать первый шаг. Но ноги выскальзывают из узлов, подошва скользит по дереву.
- Дружно подняли левую ногу. И раз. За пояс держите друг друга, - направляет друзей одна из молодых педагогов.
- Тяжело! - отзываются ее товарищи.
- А может, надо по-другому веревки привязать?..
- У вас две минуты осталось, - констатирует куратор.
- Я поняла! - догадывается, как правильно сделать «лыжи», одна из девушек. В спешном порядке конструкцию из узелков и двухметровых брусков всей командой разбирают и переделывают.
Последняя площадка - фотосессия с хэштегами, отражающими суть деятельности профсоюза: защита, единство, справедливость, солидарность. Однако от участников требуется не просто красиво сфотографироваться с вырезанными из дерева словами, а показать на фотографии ситуацию, которая бы передавала смысл каждого хэштега. На продумывание сюжетов у команды есть максимум три минуты.
- Чтобы показать единство, мне кажется, руки надо совместить, - обсуждают свою идею «красные».
- А как показать справедливость, защиту? - задают друг другу вопросы девушки и тут же сами себе отвечают. - Вот как сделаем «защиту»: изобразим ребенка и встанем сверху, как бы прикрывая его.
И в этом конкурсе каждая команда находит какое-то особенное решение.

Испытание огнем
Квест на выявление лидерских способностей внезапно был остановлен голосом по громкоговорителю:
- Внимание! Идет огонь! 300 метров от нас. Прекращаем игру, берем вещи и эвакуируемся на пляж.
Поначалу все кажется просто учебной тревогой. Но когда ученики и преподаватели летней школы оказываются на пляже, все понимают, что это настоящая чрезвычайная ситуация! Пока одни волнуются за вещи, которые остались в лагере, другие переживают, как бы огонь не перекинулся с горящей травы на ветки.
- Ого, как он близко. Надеюсь, они тушат его? - вопрошают педагоги.
- Зато есть повод повторить правила пожарной безопасности, - предлагает кто-то.
Горит трава около лагеря, огонь может в любой момент перекинуться на близлежащий лес и многочисленные базы отдыха вокруг озера (лесные пожары - вечная проблема Забайкалья). Пожарные оперативно тушат огонь. Педагогов это внеплановое испытание взволновало, но, убедившись, что ни детям из близлежащих лагерей, ни им самим ничего не угрожает, они сами просят психологов продолжить квест, ведь каждой команде осталось пройти лишь два этапа из пяти. Игры продолжаются прямо на пляже.
По возвращении в «Трудовые резервы» психологи проводят разбор полетов. Испытания должны были помочь выявить среди молодых педагогов тех, кто способен быть лидером, научить их работать в команде, слаженно преодолевать трудности.
- В рамках Дня профсоюза должны были еще организовать молодежную, профсоюзную, правовую и информационную станции, площадку по охране труда, юридическую приемную. Но из-за форс-мажора планы немного поменялись, - рассказывает зампредседателя краевого комитета профсоюза образования Елена Шестакова. - Несмотря ни на что, мы провели встречу с молодыми педагогами, рассказали о молодежных проектах в профсоюзе. Ответили на многочисленные вопросы, вручили памятки о важнейших трудовых правах молодых специалистов, информационные буклеты и подарили сладкие подарки. Вечером крайком профсоюза организовал встречу слушателей с молодыми актерами Читинского драматического театра. Рассвет встречали песнями под гитару.
В целом и организаторы, и участники оказались довольны результатами дня, а непредвиденные обстоятельства не стали помехой, а, наоборот, показали, что педагоги способны достойно выйти из любой нестандартной ситуации.

Ирина КОМОГОРЦЕВА, обозреватель еженедельной общественно-политической газеты «Читинское обозрение»
Забайкальский край

Прим. ред. Материал публикуется в рамках конкурса «Профсоюзный репортер».