Старт работе двух семинаров дала председатель Общероссийского Профсоюза образования Галина Меркулова. Она обратила внимание на то, что в последние несколько лет профсоюз активно занимается молодежью, создает советы молодых педагогов, внедряет новые формы работы:
-  Если новому поколению не предлагать что-то актуальное, молодежь в профсоюзе не удержишь. Поэтому мы избрали правильный вектор развития. И должны все большее число наших членов вовлекать в активную деятельность.
Галина Ивановна отметила, что отношение к профсоюзу общества во многом формируется благодаря СМИ. Не случайно в этом году сделан акцент на развитии информационной работы и пиара.
- Нам нужно «вырываться» в общество благодаря средствам массовой информации, чтобы оно понимало, что профсоюз - это не только пикеты и митинги, а союз профессионалов с интересной, разнообразной деятельностью во благо работников образования и студентов.
Уже в первый день семинара информационщики образовали четыре команды и приступили к  выполнению тематических заданий под руководством сотрудников отдела по связям с общественностью аппарата профсоюза. Одна из команд с помощью главного специалиста отдела Дмитрия Голубева занялась проведением социологического опроса. Вторая группа готовила интерактивное интервью «Я-команда» при поддержке ведущего специалиста отдела Оксаны Родионовой, третья вместе с главным администратором сайта профсоюза Георгием Курсаковым делала короткое видео.  А я со своей командой - представителями Центрального федерального округа - занялась фотографией.
 
Зачем работать с мнением?
Секретарь Федерации независимых профсоюзов России, главный редактор газеты «Солидарность» и, кстати, по образованию тоже учитель Александр Шершуков открыл следующий рабочий день семинара. Заявленная тема - «Актуальные проблемы профсоюзов России в Год профсоюзной информации». Прежде всего Александр Владимирович говорил о том контексте, в котором проходит в ФНПР информационная работа, - политическом, экономическом, социальном, о той борьбе, которая сегодня идет на информационном поле.
По мнению Александра Шершукова, есть проблема не в количестве информации, а в способности ее рационально разделить на правду и неправду. Одно дело - информирование человека, а другое - воздействие на его мнение. Вопрос заключается в том, каким образом нам пытаться влиять на это мнение.
- Даже если бы у ФНПР были деньги для передачи на первых каналах ТВ, нас бы там не было, потому что ФНПР говорит о вещах, которые в СМИ не пропускаются совершенно целенаправленно. С официальной точки зрения мы живем в достаточно стабильном социальном обществе, в котором есть определенные проблемы, но они существенными не являются. Средняя зарплата растет, безработица на более низком уровне, чем в некоторых европейских странах. Но мы смотрим на это с другой точки зрения. Средняя зарплата - это одно, а модальная -  та, которую получает наибольшая группа работников в данном сегменте, - другое. Если мы проанализируем эти показатели, то ситуация окажется не такой простой. Прошли заметные сокращения в промышленном секторе, на меньшем уровне - у бюджетников. Еженедельно в стране развивается по нескольку трудовых конфликтов, которые приводят к протестным действиям.
Наше конкурентное преимущество - разветвленность нашей структуры, благодаря которой мы, во-первых, можем дойти до большинства предприятий и организаций, и, во-вторых, донести необходимую информацию в том варианте, который для нас приемлем. Так, чтобы от Калининграда до Камчатки члены профсоюза имели примерно одинаковое представление о том, что происходит в отрасли и что считает по этому поводу профсоюз.
Вопрос не только в формировании мнения, но и в том, чтобы член профсоюза поддержал нас в соответствующей ситуации сегодня и в дальнейшем. И не только в рамках акций 1 Мая и 7 октября.
Александр Владимирович обратил внимание на то, что Год профсоюзной информации объявлен ФНПР, чтобы попытаться совершенно разноформатную систему работы с мнением членов профсоюзов, входящих в федерацию, выстроить по неким единым принципам, создать определенные шаблоны, по которым информация доводилась бы от центра до первичек.
Он призвал переходить от количественного анализа интернет-сайтов к качественному, в том числе к оценке их реальной популярности.
- Если на сайт миллионного профсоюза ежедневно заходит около 500 человек, то это совсем не много. Любой продукт необходимо продвигать, причем совершенно разными методами, включая банальную интернет-рекламу. В таком продвижении должен участвовать не только аппарат Центрального совета, но и весь профсоюзный актив, имеющий доступ к Интернету, хотя бы в виде простого перепоста.
Напомнил секретарь ФНПР и о необходимости для сайтов адаптивной верстки под мобильные устройства. Аудитория, пользующаяся мобильными устройствами для выхода в Интернет, растет быстрыми темпами. Между тем, мобильное приложение как возможность коммуникации с конкретным членом профсоюза доступно в крайне ограниченном количестве профкомов и региональных комитетов.
- Мы не можем себе позволить выглядеть архаично, иначе мы ассоциируемся с устаревшими и отставшими от времени организациями. В этом смысле нужно преодолеть большое технологическое отставание, которое имеет место быть.
Александр Шершуков обратил внимание и на то, что внутри профсоюзов ФНПР, которые насчитывают 20 млн человек, не очень эффективно проходят общепрофсоюзные и межотраслевые кампании, например, в поддержку той или иной первичной организации. Налицо проблемы с проявлением на деле профсоюзной солидарности, и их нужно совместно решать.
О секретах информационной
кухни
Тележурналист Эрнест Мацкявичюс, ведущий программы «Вести» на канале «Россия-1», пожалуй, стал самым ожидаемым гостем семинара. Именно Эрнест Гедревич провел самые продолжительные занятия с информационными работниками и охватил несколько направлений деятельности журналиста и телеведущего.
На первом занятии, получившем название «Информация в современном мире: продукт или инструмент? Принцип отбора, способ распространения, цель. Как устроены новости», он провел удачную аналогию между подготовкой новостей и приготовлением блюд в столовой или ресторане. И те и другие должны быть привлекательными, вкусными и разнообразными, удовлетворять различным потребностям. Сбалансированное меню на экране, как и в ресторане - прежде всего. И тут важно не пересолить, не переперчить, но и не закармливать телезрителя пресной кашей. Побеждает тот, кто правильно определится с блюдом и ассортиментом.
«Почему новости не цепляют?» - посылает в аудиторию риторический вопрос телеведущий. И продолжает: «Выбирая новости, нужно озадачиться тем, какие из них интересны потребителю».
Люди, которые готовят новости, должны делать это информационное блюдо вкусным, эмоциональным, с яркой, незабываемой ноткой. А еще нужно представлять своего зрителя, читателя, писать и рассказывать конкретному человеку.
Профессия журналиста близка и к профессии врача, потому что журналист - это человек, который ставит диагноз событию, о котором говорит или пишет.
Новости не получится, если это будет сухая сводка, статистика. Чтобы тема «зазвенела», нужен крупный план в широком смысле этого слова: несколько историй конкретных людей, которых коснулась проблема, о которой идет речь. Ни один репортаж не может быть состоявшимся, если в нем нет конкретных человеческих судеб. Человеку интересен человек. То же относится и информационным материалам в профсоюзных СМИ - история конкретного человека, которому помог профсоюз, - вот это работает, вызывает интерес, запоминается.

Год профсоюзного PR-движения: для кого или для чего?
Елена Елшина, секретарь - заведующая отделом по связям с общественностью аппарата профсоюза, поделилась своим видением пиара в профсоюзе в контексте тематического года. Елена Станиславовна - признанный криэйтор в профсоюзе. Многие конкурсы, мероприятия, которые становятся заметным событием для всего педагогического сообщества, - плод ее идей и усилий. Неудивительно, что на своих лекциях и занятиях она старается передать этот особый импульс, зарядить всех вокруг творческой энергией. «Если мы сами не горим, кого же мы зажжем?» -  этот вопрос рефреном прошел через все занятие заведующей PR-отделом.
- Важно заинтересовать людей тем делом, которым ты занимаешься. Обычно мы ходим привычной дорогой. Это касается не только дороги на работу и домой, но и подходов к работе, организации мероприятий. Работало это 10 лет назад, сработает и сейчас. Такая леность не есть хорошо.
В ФНПР проходит Год профсоюзной информации, у нас - Год профсоюзного PR-движения. Дело в том, что наша работа не должна ограничиваться простым информированием. В пиаре не бывает мелочей, если мы несем какую-то информацию, то ожидаем ответных действий.
Она напомнила, что, по одному из определений, пиар - это искусство и наука по управлению общественным мнением, которое предполагает целый комплекс мероприятий. С чего надо начинать любую пиар-деятельность? С мониторинга. Елена Станиславовна посоветовала проанализировать не только технические возможности, но и человеческие ресурсы.
- Причем надо проводить опросы там, где нас не ждут. На форумах, выставках, конкурсах, куда приезжают не только профсоюзные активисты, но и работники сферы образования, не вовлеченные в наши ряды. Спросите, что они думают о профсоюзе, какие у них ожидания от него? Это нужно, чтобы понимать, как с ними работать.
Также она предложила составить дорожную карту и решить, с чего начинать реформирование информационной работы. Все-таки начинать надо с самого главного - с людей, которые представляют нашу организацию.
- Мы зачастую, выступая перед людьми, ведем себя, особенно на крупных публичных мероприятиях, как настоящие демагоги. Нужно не только иметь интересную, важную информацию, но и уметь ее интересно доносить. Канцеляризмы хороши при переписке с органами государственной и исполнительной власти, различными официальными структурами, но не годятся для общения с людьми и их мотивации и вовлечения.
О том, что можно и чего нельзя
Заведующий правовым отделом аппарата профсоюза, главный правовой инспектор труда Сергей Хмельков осветил на семинаре животрепещущую тему «Копирайт © и авторское право. Что нужно знать?». Сергей Борисович рассказал о том, какие произведения находятся под защитой законодательства об авторском праве, дал необходимые советы во избежание его нарушений и серьезных штрафов.
Оказывается, даже макияж может оказаться под защитой авторского права, в то время как некоторые известные писатели позволяют использовать свои произведения без всяких ограничений. Поэтому важно знать разницу между понятиями «копирайт», которому соответствует символ © или (c) - знак охраны авторского права, и «копилефт»       - копирование разрешено автором.
Veni, vidi, vici
 «Пришел, увидел, победил» - такое название дали организаторы семинара конференции по обмену успешным опытом информационной работы, памятуя о самой известной фразе Юлия Цезаря. Конференция стала ключевым событием всего семинара. Отведенные три часа на ее проведение с трудом вместили все, чем стремились поделиться представители региональных и межрегиональных организаций, приехавшие из всех восьми федеральных округов.
Мы многое узнали друг о друге за эти несколько часов. Например, в Забайкалье профсоюз «рекрутировал» журналистское сообщество, тех из него, кто занимается социальной проблематикой, и организовал пресс-завтрак, на котором речь шла о неприлично низких заработных платах, получаемых педагогами.
Член координационного совета по проведению Года PR-движения по организациям Дальневосточного федерального округа Анна Медведева особенно отметила подготовку выпусков «МП», посвященных работе профсоюза в федеральных округах: «Я думала, что нам будет очень сложно участвовать в этом проекте, но он так сплотил наши организации! Люди откликнулись, и, несмотря на отсутствие у многих Интернета, даже самые труднодоступные территории написали о своей работе. Иногда мы переписывали тексты по телефону ночью. Одна коллега позвонила мне в два часа ночи: «У нас света нет. Я стою на высокой горе с фонариком, записывай текст…»
Несмотря на все сложности, дальневосточники стараются не отставать от более технологичных регионов и даже проводят скайп-конференции и вебинары.
В Курганской области многие профсоюзные активисты используют для  общения социальную сеть «Одноклассники». А в Челябинске, где региональная организация в этом году отметила столетие, об этом событии узнал весь город благодаря рекламе на трамвае.
В Кировской региональной организации готовят дайджест профсоюзных новостей в формате видеороликов. Во многих регионах выпускается оригинальная сувенирная продукция с символикой профсоюза.
В Мордовии на республиканском радио еженедельно выходит программа «Вести профсоюза», а на местном телевидении в новостях даже транслируются профсоюзные ролики.
Информационная служба Московской городской организации живет под девизом «Ни дня без новости»! Только за год в СМИ вышло 165 публикаций о работе столичной организации. А на телевизионном канале «Московское образование» даже проходило кулинарное шоу «С профсоюзом вкусно!» Кстати, Московская городская организация собрала банк фото- и видеоконтента, который предлагается к использованию всем профсоюзным активистам.
Чеченская республиканская организация запустила мобильное приложение своего сайта. Ставропольцы для всех местных организаций сделали красочные и удобные переносные стенды, которые теперь вовсю используются на различных мероприятиях.
Крым представил свой информационный продукт - видеоролик о работе республиканской организации, а астраханцы поделились необычным опытом по привлечению в профсоюз с помощью спектакля.
                                
«…Без поражений нет побед…»
Этой цитатой из песни лидера группы «Воскресение» Алексея Романова было решено озаглавить конференцию по обмену уже отрицательным опытом. Именно во время ее звучания участникам семинара предлагалось записать в блокнотах наиболее злободневные проблемы и вопросы, с которыми они сталкиваются в своей деятельности.  Оказалось, что во многих регионах они похожи. А обсуждение привело к созданию тут же, на семинаре, группы в популярной социальной сети ВКонтакте, где представители информационных служб региональных и межрегиональных организаций профсоюза и по сей день продолжают общение и обмен опытом.
Затем, уже наговорившись и отыскав все проблемные точки информационной работы, «семинаристы» приняли участие в занятии  «Неформально о жанрах журналистики, или Как написать статью, которую прочитают», которое провела ведущий специалист отдела по связям с общественностью аппарата профсоюза Оксана Родионова. Кстати, на следующий день занятие перешло в практическую плоскость - все участники написали информационную заметку на заданную тему.
           
Владеем собой и своим голосом
Заключительный день семинара информационных работников открыл Эрнест Мацкявичус. На этот раз телеведущий объяснял, как сделать сообщение понятным и заметным, а заголовок ярким и интригующим. Также он поделился некоторыми приемами ораторского искусства и коммуникации.
Как известно, любое журналистское произведение, будь то новость, репортаж или интервью, начинается с заголовка. Требования к нему похожи для всех жанров. Заголовок должен быть афористичным, для его создания хорошо использовать пословицу, фразу из книги, при этом их можно немного изменить.
Также он остановился на некоторых качествах, которые необходимы публичному человеку и ведущему передач. Среди них убедительность, способность пропускать доносимую информацию через себя, хороший тембр и ровная интонация речи, умение виртуозно владеть своим голосом.
Кстати, по правилу, которого придерживаются профессиональные телеведущие, в конце фразы нужно понижать голос на четверть тона. А еще очень важно быть уверенным и оставаться собой, то есть вести себя естественно.
По словам Эрнеста Мацкявичуса, хороший ведущий - это актер, гипнотизер, проповедник, а иногда лицедей.
                                                 
Соцсети - наше все
«Как преуспеть в социальных медиа сегодня» - такую тему для своего выступления выбрал Евгений Козлов, директор по маркетингу Httpool, эта компания является представителем Твиттера в России. Евгений Козлов вплотную занимается рекламными технологиями. А это невероятно динамично развивающаяся среда, в которой нужно постоянно учиться.
- Знаете ли вы, что, пока вы открываете сайт за 0,07 секунды, за вас торгуется куча рекламодателей. И им о вас известно все - кто вы, чем увлекаетесь, сколько зарабатываете, кому вы интересны. То есть за эти доли секунды электронная торговля успевает узнать о вас все. Я благодаря соцсетям смог многого достичь, приобрести популярность.
Как отметил Евгений, у многих компаний социальные сети - это главный источник информации еще до первой встречи с клиентом.
- Внимание становится дефицитом. Когда вы пользуетесь соцсетями, то просматриваете только самый интересный для себя контент. Именно за внимание человека идет борьба в Интернете сегодня.
Количество информации постоянно растет, ее потребление смещается на мобильные устройства. Есть регионы в России, где до 90 процентов людей получают информацию на мобильных устройствах, отказываясь от телевидения и радио. Вы удивитесь - это Дагестан и Чечня. Там у многих нет денег на покупку компьютера, да им это и не нужно, когда есть мобильные устройства, и для этих людей первый экран - это мобильный телефон, а не телевизор.
Евгений Козлов обратил внимание на то, что органы власти тоже создают множество аккаунтов в Интернете, в различных соцсетях. Один из лидеров здесь правительство Москвы. У Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева в Твиттере пять миллионов подписчиков. Глобальную работу в интернет-пространстве ведет МИД России, который благодаря соцсетям моментально доносит точку зрения страны по любому вопросу.
Онлайн - реальность сегодняшнего поколения молодежи. Главные его запросы - свобода, саморазвитие, желание быть признанным. Эту возможность дает Интернет, благодаря которому обычные люди могут быстро набрать популярность. Соцсети позволили каждому человеку иметь свой голос, и это большое их достижение.
Евгений Козлов дал несколько советов по продвижению профсоюза в интернет-пространстве.
- Постарайтесь сделать так, чтобы весь контент профсоюза имел одинаковый тон общения, единый стиль, оформление, чтобы профсоюзный контент стал узнаваемым. В крупных организациях это называется «Видение бренда». Я смотрел видеоролики профсоюза, и в каждом ролике все по-разному, как будто они подготовлены в разных, несвязанных организациях. Ролики должны быть с едиными заставками, которые станут узнаваемыми. И похожесть контента на два года будет обеспечена, потом его можно поменять. Восприниматься в таком виде информация глобально будет проще.
В заключение интернет-гуру дал домашнее задание информационным работникам: проанализировать, какие социальные сети наиболее популярны и приемлемы для педагогов.

Вооруженные знаниями
Завершающее занятие семинара оказалось самым коротким - «Айда снимать кино!». О создании мотивационных и информационных видеороликов рассказал Илья Мачихин, член молодежного совета Тамбовской городской Думы, режиссер монтажа, преподаватель, оператор интерактивного телевидения.
На торжественном закрытии семинара каждый участник получил свидетельство о прохождении обучения и памятные сувениры с логотипом тематического года. А потом почти целые сутки информационщики разъезжались на самолетах и поездах по домам, в разные уголки России.
На одном из своих занятий Эрнест Мацкявичус предложил озаглавить репортаж о семинаре так - «Вооруженные знаниями». Действительно, информационные работники профсоюза уехали в этом смысле, что называется, вооруженными до зубов, осталось применять новые знания на практике.