Тем временем группа общественных деятелей Крыма предлагает включить раздел по истории полуострова с акцентом на ее новейшую составляющую в учебные пособия и программы на всех уровнях российского образования. Как рассказал на заседании Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям Александр Брод, председатель координационного совета Общероссийской общественной организации «Юристы за права и достойную жизнь человека», авторы инициативы предлагают создать для подготовки соответствующего раздела рабочую группу с участием авторитетных экспертов, общественных деятелей республики. «Вопрос не рядовой, но в принципе идея интересная, - заключил Владимир Путин. - Надо посмотреть».
Как относятся к этим инициативам наши эксперты?

Сергей КОЧЕРЕЖКО, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015, учитель истории, заместитель директора общеобразовательной школы МДЦ «Артек»:
- Конечно, изучать современную историю России необходимо. Невозможно воспитать гражданина страны, имеющего собственную точку зрения, без обращения к современным экономическим, общественно-политическим и культурным реалиям. При этом ЕГЭ по истории и Историко-культурный стандарт (в соответствии с которым введены три новые линейки «единого» учебника по истории) доходят до 2014 года - Олимпиады в Сочи и присоединения Крыма и Севастополя. Уже с этого времени прошло 3 года современной истории России, которых нет ни в одном пособии. Я на своих уроках обществознания всегда провожу так называемую минутку новостей: один из учеников готовит трехминутное выступление о трех наиболее масштабных новостях страны и мира последней недели, после чего еще несколько минут мы со всем классом обсуждаем представленные факты.
Но вопрос в том, как изучать современную историю в школе? Конечно, здесь важно научиться вычленять информацию из огромного количества информационных потоков, но этого мало. Нужно еще понимать ограниченность нашего знания о современности (хотя бы потому, что целый ряд исторических источников сейчас просто недоступен исследователям) и видеть различные трактовки, точки зрения на современные события. Аналитическое мышление воспитывается только при изучении различных точек зрения. Вбивать в голову ребенка одну-единственную «правильную» точку зрения в мире полифонии информации бесполезно и даже вредно: так мы научим вызубрить и доложить, а не самостоятельно мыслить. Поэтому в отношении любого события истории (и событий современности, включая присоединение Крыма и Севастополя) необходимо анализировать различные факты, точки зрения, выделять положительные и отрицательные последствия и различные аспекты изучаемого вопроса. Новости делятся не только на правдивые и ложные. Мир значительно сложнее, чем шаблонное его массовое черно-белое восприятие, в соответствии с которым один абсолютно прав, а другой обязательно виноват. Однако скорее всего процесс пойдет другим путем: как отмечается, детям необходимо «подсказать точку зрения, которая соответствует государственной позиции». Даже если пособия будут выдержаны в таком духе, все зависит от учителя, который будет вести урок. Ведь политическая агитация в нашей школе согласно действующему Федеральному закону «Об образовании в РФ» запрещена (ст. 48, ч. 3), а свобода преподавания и свободное выражение своего мнения, напротив, являются одними из важных принципов образования в Российской Федерации (ст. 47, ч. 3).
Андрей ЕЛИСОВ, победитель регионального этапа конкурса «Учитель года»-2012, учитель истории гимназии города Кулебаки, Нижегородская область:
- Никаких проблем при освещении крымской темы у учителей, знающих историю, не возникает. Как только эта тема появляется по программе, а это эпоха правления Екатерины II, расширение империи, мы говорим о Крыме, причем всегда подчеркиваем мирный характер присоединения полуострова, добровольное желание крымского хана войти в состав империи под защиту российского престола. Крымская война, начавшаяся в 1887 году, была следствием территориальных претензий Османской империи, а население полуострова было целиком на стороне русской армии. Конечно, мы не можем не проводить параллели с недавними событиями. Дети сами задают вопросы.
Изучая советскую эпоху, мы снова говорим о Крыме, в частности, об истории «Артека», о передаче автономной области в состав Украины. Подходя к сегодняшнему времени, делаем упор на восстановлении связей, в том числе строительстве новой транспортной артерии - моста через Керченский пролив. Так что наши дети не страдают от отсутствия информации по крымскому вопросу.

Илья М., учитель истории, в настоящее время репетитор:
- Именно после крымских событий 2014 года, точнее из-за них, я ушел из школы, в которой проработал почти 20 лет. Я не смог с чистой совестью объяснять детям, почему Крым теперь «наш» и что мы имеем все права на данную территорию. Потому что для меня более важным, чем имперские амбиции, является суверенитет государств, соблюдение подписанных договоренностей и норм международного права. А если мы их нарушаем, то никакими «патриотическими» лозунгами прикрыть нарушение не получается. Я не могу быть адвокатом правительства, которое этого не понимает. Я участвовал в протестном движении и не поддерживал внешнюю политику России на территории Украины. Поэтому директор «попросил» меня оставить школу. Мирно. Без всяких конфликтов и скандалов я ушел, поскольку понимал, что бросаю тень и на директора, и на весь коллектив. Трудно быть в ладу с совестью, работая в школе.