Когда вам покажется, что цель недостижима, не изменяйте цель - изменяйте свой план действий.

Конфуций

Задача современной школы сегодня - создание системы дополнительного образования, интегратора открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности в частности и общества в целом.
По своей сути познавательная активность личности в дополнительном образовании в школе не может заключаться лишь в «зауроченной» деятельности собственно образовательной среды по разным направлениям, а должна развиваться в сфере самых разнообразных социальных практик. Становясь частью детско-взрослых образовательных сообществ, дети и подростки получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности. В этих условиях дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или помощь в освоении профессии, а становится основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности.
Сегодня образовательные инициативы активно предлагаются музеями, библиотеками, новыми общественными культурно-выставочными площадками, общественными организациями. Получили распространение такие инновационные организационные формы, как парки и музеи, детские компьютерно-мультипликационные студии, студии робототехники, 3d-моделирования и прототипирования и другие. Кроме того, в реализации дополнительного образования все активней стали принимать участие предприятия, что немаловажно для организации социально значимых практик.
Выстраивая систему взаимодействия «Школа - вуз (колледж/техникум) - предприятие», школа открывает возможность участникам образования стать частью системы открытого вариативного дополнительного образования, позволяет выйти за рамки школьных стен, получить реальные неформальные практические навыки и умения.
Ключевой фигурой в сложном процессе выстраивания системы дополнительного образования современной школы стала личность педагога. Сегодня, как никогда, ощущается сложность трансформации школьного учителя в педагога дополнительного образования - мастера своего дела, который готов принести информацию из реального взрослого мира «без педагогических фильтров», значимую и жизненно ценную для ребенка. Ведь важно не только передать умения и навыки дела из взрослого, порой иррационального мира, а запустить механизм анализа, понимания «через себя».
В таком понимании системы дополнительного образования школы на первое место встает задача развития кадрового потенциала. Очень важно, чтобы в дополнительном образовании детей участвовали не только люди с педагогическим образованием, а профессионалы своего дела, мастера, способные в неформальной среде, используя не только ресурсы школы, но и ресурсы, предлагаемые городом, отойти в своей учительской деятельности от традиционной классно-урочной системы. И здесь невозможно не согласиться со словами министра образования, руководителя Департамента образования города Москвы И.И.Калины в статье «Основное + дополнительное = целое»: «Чем больше будет этих кружков, тем больше будет возможностей у человека корректировать свой выбор, потому что прекратить занятия в кружке и перейти в другой не страшно, а выйти из обязательных для тебя класса и урока - всегда очень тяжело».
А что же школа? Какова ее роль?
Ответ очень прост: Школа - главная константа в формировании современной образовательной среды московского школьника. От школы зависит все! Если школа ставит перед собой цель повышения качества знаний и готова поделить с социальными партнерами ответственность за высокий уровень образования московского школьника, то будущее высоких результатов образования не заставит себя долго ждать.
Какой путь развития выберет для себя каждая школа - эта часть остается вариативной. Нет универсального средства или метода создания эффективной образовательной среды школы, так же как нет одинаковых, унифицированных учеников и их родителей. Да и потребности всех участников образования схожи, но все же имеют свои особенности, что и дает возможность школе выстраивать свою уникальную образовательную среду.
Поистине серьезное стремление к какой-либо цели - половина успеха в ее достижении.

Наталия ЦАРЕВА,
заведующая отделением дополнительного образования детей школы №236