В основе системы электронный журнал, электронный дневник и электронная библиотека. Причем все три компонента неразрывно связаны между собой. Скажем, учитель может формировать план урока, тема которого отображается в электронном журнале, а ученики в электронном дневнике могут видеть задания по теме или же в электронной библиотеке изучать необходимый материал.
Работать с электронным дневником удобно и легко (оценки за тестовые задания автоматически проставляются в журнал, можно сделать скриншот ответа ученика и сразу выслать родителям по почте, если есть такая необходимость, все материалы собраны в одном месте, нет нужды бегать с кучей книг и тетрадей).
Представим себе ситуацию: учащийся пропустил занятие (возможно, не одно), а завтра уже опрос по изученному материалу. Что делать? Где брать информацию? Конечно, многие скажут, что нужно взять материал у одноклассников и обратиться к учебнику. Благодаря Московской электронной школе на помощь ученику придет основная составляющая - электронная библиотека. Каждый школьный урок снабжен информацией о теме урока. По теме урока учитель подбирает или самостоятельно создает сценарии уроков. Далее учитель прикрепляет материалы к уроку или домашнему заданию. Учащийся сможет с ним ознакомиться и изучить тему самостоятельно.
А теперь давайте посмотрим на сам урок. Как раньше проходил урок? Учитель включал презентацию, рассказывал теорию, обращался к учебнику для решения задач. И все это ученик должен был обязательно записать. А как это выглядит сейчас? Одна из возможностей МЭШ - это одновременная трансляция материалов на доску, в планшете ученика и учителя. При этом ученик может делать какие-то пометки в своем планшете.
Также Московская электронная школа позволяет любому учителю создать собственный электронный учебник с функциями интерактивных заданий.
Итак, МЭШ предоставляет:
- возможности для учителя - повышение производительности труда, сокращение времени на создание электронного сценария за счет наполнения библиотеки;
- возможности для родителей - увидеть, что ребенок делал на уроке, получить оперативную информацию о ходе учебного процесса и результатах ребенка;
- возможности для учащихся - облегчение портфеля (все учебники в планшете), возможность повторить урок в любое время в любом месте, возможность отправить учителю файл с готовым домашним заданием.
Сейчас мы находимся в самом начале реализации этого проекта. Хотелось бы надеяться, что «умные» интерактивные столы вместо обычной парты, электронные дневники, журналы, планшеты и другие мультимедийные гаджеты будут доступны во всех школах города. Благодаря возможностям МЭШ образование может стать доступным и интересным и учителю, и учащимся.

Вера СЛУГИНА,
учитель начальных классов школы №656