В первую очередь необходимо окончательно перейти от дидактической (урочно-предметной) к аутентичной (культурно-деятельностной) модели обучения. Образовательная среда должна стать пространством лабораторий, технопарков, интернет-библиотек. В связи с этим уже сейчас возникает необходимость разработки принципиально новых образовательных программ - конвергентных. Московские городские проекты - это реальная возможность реализации конвергентного образования в современной школе. Основная цель конвергентной образовательной программы - формирование у выпускника школы готовности жить в постоянно изменяющемся мире с высокой неопределенностью и многовариативностью будущего, толерантности, способности к саморазвитию и непрерывному самообразованию, к успешному движению в мире конвергентных технологий.
Ключевыми принципами конвергентного образования являются: междисциплинарный синтез естественно-научного и гуманитарного знания; переориентация учебной деятельности с познавательной на проектно-конструктивную; модель познания - конструирование; сетевая коммуникация; обучение не предметам, а различным видам деятельности; надпредметные знания через НБИКС-технологии; ведущая роль - самоорганизация процессов обучения.
Конвергентное образование предоставляет обучающимся новые возможности как в достижении предметных результатов, так и в освоении универсальных учебных действий, в формировании фундаментальных межпредметных понятий. Это деятельностное освоение обучающимися предмета через проектную деятельность и возможность реализации индивидуальных проектов и исследований, которые необходимы в учебных планах, и является неотъемлемой составной частью основной образовательной программы. В таких условиях необходимы изменение содержания и форм образования, усиление роли межпредметности, готовность работать в проектных командах и организация сетевого взаимодействия, а также взаимопроникновение образования и науки.
Новые технологии позволят оставить в прошлом домашние задания и уроки. Учебный процесс будет строиться совершенно по-другому. Работа обучающихся может выполняться как в образовательных организациях, так и в лабораториях, музеях и библиотеках. Обучение будет возможно на расстоянии тысяч километров. Труд учителя будет необходим для того, чтобы решать самые сложные и важные задачи, вдохновлять на новые цели, анализировать причины индивидуальных ошибок. На место профессии учителя придут новые профессии, такие как координатор образовательной платформы, ментор стартапов, модератор, игромастер, тьютор, организатор проектного обучения.
Применение ИТ-технологий (онлайн-курсы, симуляторы, тренажеры, игровые онлайн-миры) даст новые возможности обучающимся, в том числе умение работы с информацией. Новые технологии сделают образование более индивидуальным (темп обучения, формат, виды и типы программ и образовательных модулей конкретно для каждого обучающегося). Все программы можно будет освоить на любом расстоянии, а организаторы электронного обучения будут курировать учебный процесс. Произойдет переход от изучения конкретных дисциплин к практико-ориентированным видам деятельности. Акцент сместится с теории на реальные проекты учащихся, в том числе их стартапы.
Хочется верить, что нарождающаяся проектная инициатива в образовании - от школы дидактической к школе деятельностной - принесет свои плоды.

Елена СТУПАК,
заместитель директора школы №1125