Участие школы в решении данной задачи уже сейчас и есть, на мой взгляд, та самая щедрость, о которой говорил Альбер Камю. Школа, во-первых, не имеет права устраниться, возложив проблему профессиональной подготовки только на систему профессионального образования, а во-вторых, школа может лучше, чем кто-либо другой, предоставить возможности массовой предпрофессиональной подготовки. Проект «Готов к учебе, жизни и труду», реализуемый в школах Москвы, является ярким тому подтверждением.
Что же является отправными точками и трендами в реализации идей предпрофессионального образования как возможности для будущего? В первую очередь осознание того, что наступила эпоха освоения и присвоения технологий, основанных не только и не столько на достижениях фундаментальных наук, а, что принципиально ново, на стыках наук, другими словами, мы входим в эпоху конвергентных технологий. А следовательно, основным трендом образования должен стать переход к конвергентному образованию. Почему нельзя по старинке: напичкать ученика знаниями, а потом он и технологиями овладеет? В современных условиях это все равно что «вооружать ученика циркулем знаний для вычерчивания квадрата жизни». С помощью циркуля и линейки квадрат начертить можно, но это неэффективно с точки зрения соотношения времени и результата. Мы обладаем столь прогрессивными технологиями, что пренебрегать ими и почивать только на ложе традиций непозволительная роскошь!
Но, может, все-таки профильное, а не предпрофессиональное образование? Если говорить о массовом образовании, то однозначно нет. Как человек, имеющий отношение к фундаментальной науке, считаю, что наука создала теоретическую основу для нового технологического рывка и сейчас генеральная задача - приоритет за освоением и созданием технологий.
Определив, таким образом, концепцию реализации проекта «Инженерный класс в московской школе», коллектив школы №2098 имени Героя Советского Союза Л.М.Доватора приступил к проектированию образовательного пространства для реализации программ инженерного класса. Ключевой стала идея концентрации всех материально-технических ресурсов в едином пространстве, позволяющем отказаться от кабинетной системы, но сохраняющем зонирование образовательного пространства по его функциональному назначению. В результате единое образовательное пространство общей площадью более 200 м2 было разделено на 4 активные и 1 вспомогательную (лаборантская) площадки.
На базе традиционных кабинетов физики созданы 2 многофункциональных пространства (обеспечивающих работу с учебными группами до 30 человек), на базе которых возможна реализация различных форм учебных занятий: уроков-погружений, фронтальных исследований, уроков обобщения и систематизации.
Оригинальным решением стала реализация на территории рекреации специализированной инженерной лаборатории и презентационно-испытательного полигона. В лаборатории реализованы занятия в рамках физического и технологического практикума. Физический практикум предполагает исследовательскую работу школьников с использованием цифровых лабораторий и аппаратных комплексов. Технологический практикум позволяет не только приобрести навыки обработки различных конструкционных материалов на традиционных токарных, фрезерных, сверлильных и фрезерно-гравировальном станке с ЧПУ, но и изучить устройство станков и функционал их структурных компонентов. Полигон является открытым пространством, оборудованным полями и стендами для испытания роботов и мехатронных устройств, а также интерактивными кульманами для проектных и презентационных работ. Пространство полигона доступно в любой момент времени учащимся, находящимся в любом из образовательных пространств, что позволяет организовать необходимые испытания проектных устройств, дискуссионное обсуждение 3D-моделей и результатов исследования.
Материально-техническое оснащение образовательных пространств позволяет организовать исследовательскую и проектную работу межпредметного содержания, формирующую метапредметные компетенции школьников. Возможность же интеграции оборудования инженерной и медицинской лабораторий делает ощутимыми для учеников предпрофессиональных классов идеи конвергентного образования. Отличительной особенностью цифровых лабораторий, оборудования для прототипирования является возможность их интеграции с традиционной элементной базой кабинетов физики, химии, биологии, географии для проведения занятий на основе деятельностного подхода.
Особое внимание при проектировании содержательного и процессуального компонентов предпрофессионального образования было уделено учету образовательных возможностей, мотивационного значения и целесообразного использования IT-пространства. Открытость IT-пространства не просто предполагает активное использование всеми участниками образовательного процесса смартфонов, планшетов, Интернет-ресурсов, но и формирует особую информационную культуру школьников XXI века. Основной задачей является не ограничение используемых возможностей гаджетов, а расширение знаний и умений использования функциональных возможностей последних: встроенных датчиков, уникальных математических и иных приложений для решения ситуативных задач образовательного и проектного характера.
Таким образом, открытое IT-пространство обеспечило: 1) возможность многомерной коммуникации; 2) возможности всестороннего и детального моделирования и исследования изучаемых процессов; 3) возможности оперативной диагностики и контроля результатов деятельности.
И в заключение хотелось бы обозначить один из механизмов, влияющих на интенсивность развития предпрофессионального образования. На мой взгляд, это разработка нового инструментария оценки результативности работы в рамках предпрофессионального образования. Очевидно, что имеющийся инструментарий, нацеленный на диагностику объема и глубины понимания знаниевого контента в форме контрольных работ, не подходит для проверки планируемых результатов. Одним из возможных вариантов итогового контроля видится «Предпрофессиональный экзамен», форму и содержания которого, на мой взгляд, стоит совершенствовать. Промежуточная же аттестация вполне может происходить в режиме конференций, таких как «Инженеры будущего», «Московский городской конкурс проектных и исследовательских работ», а также турниров, по форме и содержанию похожих на «Инженерный старт». Помимо оценки ожидаемых результатов, зафиксированных в портфолио каждого школьника, такие конкурсы создают условия для формирования личностных компетенций школьников, что является не менее важным для будущего!

Антон МАРКО,
учитель физики школы №2098,
кандидат физико-математических наук