Выиграв конкурс для педагогов «Ученик 2030», читая посты в Facebook директоров московских школ о будущем образования, решилась выразить свой взгляд на образование будущего. Соавторами стали мои бывшие ученики, студенты 2-го курса экономических факультетов вузов столицы, способные точно сформулировать мысль, чему же все-таки еще не учат в школе.
Дискутируя на тему, готовы ли мы к будущему, мы согласились с недавним высказыванием Германа Грефа, что «...главная трансформация, которую должна пройти российская школа, - переход от преподавания знаний к преподаванию навыков».
Знаниям Роман и Владислав могли и сами научиться в Интернете, в семье, у друзей, на «Университетских субботах», на конференциях и конкурсах, во время встреч с предпринимателями и менторами их проектов. Им нужны были навыки: работать в команде, общаться, фонтанировать идеями, задавать вопросы, искать на них ответы, придумывать решения проблемы, анализировать и синтезировать необходимую информацию, интерпретировать ее, находясь не на реверсе или аверсе монеты, а на ребре. Наконец, готовить проект и искать ресурсы для его осуществления. Ну и, конечно, сделать все возможное, чтобы EQ преобладал над IQ, ведь 90 процентов айсберга - это наш характер, и именно он зачастую тянет наш айсберг на дно.
- Я всегда хотел выражать себя, - говорит Роман Шамрай, выпускник 2015 года, - был полон энергии. Не зная, куда ее деть, носился то на мопеде, то на мотоцикле, то гулял вечерами по городу. Но в 10-м классе началась экономика, и все. В точку. В цель. Главное, что я получил на тех уроках, - не знания, хотя они важны. Я получил интерес и мотивацию. Куча проектов, международный конкурс предпринимательства, площадка для поддержки стартапов, где заработал первые деньги умом, работоспособностью, горящим сердцем и глазами. Думаю, ЕГЭ слишком индивидуализировано, оценки тем более. Нет интеграции с миром, нет совместной работы, совместного общения и нахождения решения поставленной задачи. Мы одиночки. На форумах это видно. Все агрессивны, нет толерантности и поддержки. Надо все-таки подсказывать друг другу, особенно, работая в одном проекте, не воспринимать это за читинг (от англ. сheating - обман, предательство, списывание).
В 2012 году наш Центр образования организовал проектную группу внедрения инновационных практик преподавания экономики в образовательный процесс. Теоретический материал завершался кейсами, ноябрь каждого учебного года открывал цикл подготовки проекта к конкурсу предпринимательства. Было все: смешанное обучение, перевернутый класс, проектная мастерская, деловые игры, семинары по составлению бизнес-планов, интеллектуальные карты, создание игр, симуляторов экономической активности регионов страны, встречи с профессорами, предпринимателями, заседания в акселераторах. В общем, Сколково в миниатюре. Стартап на этапе школы.
- Чему я научился за последние два года в школе? - вопрошает Влад Курылев, выпускник 2015 года. - Жить. Знать, как добиваться цели, выходить из зоны комфорта, идти на разумный риск, работать с людьми, ценить их мнение и опыт, чувствовать себя в иноязычной среде как рыба в воде. И хоть ЕГЭ сдал на 65-70 баллов, не пропал и не пропаду.
Как бы ни восхваляли сейчас проектное мышление, но любая деятельность, связанная с ним, натыкается на строгие рамки подготовки к ЕГЭ. Как мне кажется, да и не только мне, самый практичный ЕГЭ - это ЕГЭ по информатике. IT-компетенции являются наиважнейшими для будущего. Их наличие - билет в мир открытий, мир будущего. Но любые идеи и проекты детей должны найти поддержку взрослых, не только педагогов, но и инвесторов, предпринимателей, ученых, готовых помочь превратить проект в продукт или услугу, отвечая насущным потребностям общества.
Подводя итог, скажу, что школа должна стать не только центром притяжения социума, предоставляя полный набор образовательных и воспитательных услуг, ресурсов сетевого взаимодействия вплоть до отложенных трудовых контрактов, но и акселератором идей и проектов наших детей, которые уже в 8 лет монтируют и создают ролики, пишут эссе на английском языке, изучают секреты игры на бирже. Их идеи достойны внимания профессоров, чиновников, бизнесменов, инвесторов. Жизнь начинается в школе, и профессиональный путь зачастую тоже.
Возможно, благодаря этим ребятам скоро будет запущена EduStarter, образовательная школьная краудфандинговая платформа. И их идеи покорят мир. Социальный капитал, создание рабочих мест, вклад в инновационную экономику, рост ВВП. Как заметил один из известных предпринимателей Роман Троценко, зона роста дерева - не в корнях, она в тонком слое клеток под корой, где клетки еще не затвердели и способны делиться. Воспитание интереса к бизнесу и созданию нового - важная задача. Дети - зона экономического, социального, культурного роста страны.
На данный момент мы занимаемся внедрением инновационных практик естественно-научного направления. Курчатовский проект, Курчатовская конференция, международные конференции в МИФИ и РУДН, опубликованные работы детей. Договорились об участии в международном конкурсе по нейрофизиологии BrainBee. Будущее за мультизадачностью, мультиязычностью и междисциплинарностью. В профильных классах химики и биологи создают, экономисты масштабируют и просчитывают рентабельность, ищут каналы инвестирования и сбыта.
Мир за открытиями, а их без вдохновения, креатива и кооперации не сделать. Открытие - это всегда новое, а сегодня в инновациях нуждается любая страна, чтобы не оказаться на обочине стремительно меняющегося мира. Дети любознательнее нас, они видят мир ярче, у них чутье на потенциально необходимые продукты и услуги. Просто им нужна наша помощь - сделать идею или проект реальным. Школа будущего должна стать местом исполнения мечты и воплощения идеи.

Ирина РАФАЛЬСКАЯ,
заместитель директора
школы №1296,
Роман ШАМРАЙ,
Владислав КУРЫЛЕВ,
студенты