Образование - это то, что остается после того, когда забываешь все, чему учили в школе.
Альберт Эйнштейн

Главной отправной точкой поиска ответа является конкретизация проблемного поля вопроса, а именно определение понятия «реальная жизнь»! Различие понимания «реальной жизни» у участников дискуссии приводит часто к диаметрально противоположным позициям оппонентов.
Ииходя из общения с учениками, их родителями и изучения мнений людей «не от образования», из непосредственного общения и в Интернете, можно сказать, что реальная жизнь сводится к набору житейских проблем: расчет бюджета семьи, составление текстовых документов (заявлений, обращений), ремонт в доме; а также деятельности, нацеленной на получение материальных благ (по данным статистики, население России занято: 58 процентов - сфера услуг, 9 процентов - сельское хозяйство, 33 процента - промышленность). Таким образом, для подавляющего большинства предметные знания, являющиеся основой их профессиональной деятельности и востребованные для решения бытовых проблем, соответствуют содержанию предметных знаний начальной и первой половины основной школы.
Но ведь реальная жизнь человека XXI века более многогранна! В ней есть все: искусство и увлечения, основу которых составляют именно школьные знания по истории, географии, литературе, мировой художественной культуре; профессиональная деятельность, требующая глубоких и разносторонних предметных знаний, основу которых составляют школьные знания по физике, химии, математике, биологии, обществознанию; общение, границы которого существенно расширяются при овладении языками, которым в настоящее время уделяется большое внимание в школе. И наконец, есть вопросы, ответы на которые ищет только человек, сам факт поиска этих ответов во многом определяет сущность человека. Это вопросы о том, как устроен окружающий нас мир, как возникла и как эволюционирует Вселенная. Возможность подумать об этом, взглянув на великолепие ночного звездного неба, дают нам знания астрономии. Именно такое понимание реальной жизни было свойственно В.А.Сухомлинскому, говорящему о необходимости получения всесторонних знаний в школе: «Уметь творчески мыслить, быть умным должен и будущий математик, и будущий тракторист. Ум должен давать счастье наслаждения культурными и эстетическими ценностями. Подлинное умственное воспитание ориентирует человека на жизнь во всей ее сложности, во всем богатстве. Если бы ум готовился только к узкопрофессиональному труду, жизнь была бы убогой, мрачной...»
Как учитель физики, как гражданин не могу не акцентировать внимания на важности школьных знаний по физике, математике и другим точным наукам для молодежи современной России. На Гайдаровском форуме 12 января 2017 года А.Кудрин озвучил одну из ключевых проблем: «Мы встали перед проблемой технологического отставания России от мира. Причем это, на мой взгляд, самый серьезный вызов, который перед нами стоит в ближайшие 10-15 лет». Очевидно, что решение этой проблемы невозможно без поколения, для которого интеграл, фулерены, сублимация и кванты не набор слов, определения которых их заставляли зачем-то учить в школе, а понятия, знание которых позволит им ответить на вызов, брошенный России, совершив технологический прорыв, и заставит уже нового президента США повторить слова Дж.Кеннеди: «Космос мы проиграли русским за школьной партой», и Р.Рейгана: «Самое мощное оружие русских - это их образование». А мы, учителя, будем счастливы, что наши ученики, достигнув успеха в профессиональной сфере реальной жизни, будут готовы понимать Моцарта и восхищаться полотнами Айвазовского, а став, к примеру, выдающимся физиком, согласятся с А.Эйнштейном: «Достоевский дает мне больше, чем любой мыслитель, больше, чем Гаусс».

Антон МАРКО,
учитель физики школы №2098, кандидат физико-математических наук