Система образования за последние несколько лет кардинально изменилась, начиная от изменения законодательства и заканчивая системой управления подведомственными организациями. Школа - это живой организм, где жизненно важными органами являются обучающиеся (воспитанники), родители, педагоги. И каждый управленец должен понимать, что он не играет исключительную роль в современной системе, и перестать верить в некую свою исключительность.
Что же есть управленец сейчас? Это тот самый менеджер, который может объективно видеть запрос общества и государства, а самое главное - создать все условия и качественный результат, связанный с удовлетворением этого запроса. Сейчас управленец должен сочетать в себе те качества, которыми должен обладать на выходе выпускник школы. А как же иначе? Уметь провести SWOT-анализ различных направлений деятельности, обладать компетенциями, связанными с развитием IT-технологий... Внедрение их в работу - это еще не показатель эффективного управленца. Менеджер, он же управленец, должен обладать навыками критического мышления, уметь идентифицировать, анализировать и оценивать ситуации, идеи и информацию, чтобы разработать решение для той или иной задачи. Креативность - важная способность представить и разработать новый способ решения задач, умение синтезировать или переосмысливать знания для поиска ответов на вопросы. А еще крайне важны коммуникабельность и умение работать в команде, настойчивость и способность к адаптации, инициативность, лидерские качества, социально-культурная грамотность, то есть конструктивное и социально, этически, культурно приемлемое взаимодействие с другими людьми.
Это те навыки, которыми должен обладать современный молодой человек, по мнению исследований проектной группы Давосского Всемирного экономического форума. Возникает вопрос: может ли администратор, который не обладает этими навыками или не желает изменять себя, уверовав в свою уникальность, создавать условия для всех участников образовательного процесса, изменять принципиально содержание образования, а также давать качественный результат по всем направлениям? Думаю, что в современном мире меняться должен каждый. И так как современная московская система образования меняется сама в связи с определенным запросом времени, общества, государства, то и система управления должна становиться эффективнее и ориентироваться на качественный результат.
Кроме того, время диктует и новый формат профессий. Если заглянуть в Атлас новых профессий, то вы не найдете профессии «заместитель директора», уже к 2020 году появится принципиально другая позиция - «ментор стартапов». Это профессионал с опытом реализации собственных стартап-проектов, курирующий команды новых стартапов.
Такой сотрудник сможет креативно реализовать любой запрос современного образования.
Перемены и изменения - это хорошо, и никто не говорит о том, что это легко. Нужно меняться согласно запросу времени и не останавливаться на месте.

Алеся ТРЯПИЦЫНА,
заместитель директора школы №1631