Наблюдаемое ускорение общественных процессов позволяет утверждать, что обучающиеся современной школы будут жить в реальности, которая будет принципиально отличаться от нынешней своим гипердинамизмом, умножением различий, стиранием границ между физическим, информационным и биологическим мирами. Поэтому подготовка обучающихся к грядущему миру должна быть релевантной ему и по содержанию, и по форме. Игра - та форма, которая станет ключевой для образования будущего и потянет за собой и изменение содержания. Игра, организованная с использованием информационных технологий, соединит физическое пространство с виртуальными мирами, раскроет для человека горизонты познания реальности и самого себя. Игра, сопровождая людей на протяжении нескольких лет (а может быть, и всей жизни), станет Большой игрой - мобильным и персонализированным, быстрым и увлекательным процессом образования человека.
Тогда возникает вопрос: каким будет будущее школы? Останется ли потребность приходить детям в школу или персонализация обучения приведет к достаточности использования цифровых пространств Большой игры? Каким будет учитель в школе будущего и будет ли он?
Большая игра не отменяет школу, но проблематизирует ее. Когда московские директора школ презентовали модуль такой игры, они убедительно показали, что механизм Большой игры можно выстроить так, чтобы у обучающихся возникала потребность не только посетить школу, но и принять участие в различных видах деятельности в реальном мире.
Однако, безусловно, школа будущего будет сама по себе интересна для детей, если она найдет свое уникальное место в грядущем образовательном пространстве Большой игры, предлагая уникальное и полезное образование, которое не сможет заменить никакой цифровой аналог, - формирование способности самостоятельно управлять своей жизнью. Для команды школы №1296 это означает умение управлять процессом своего образования, то есть умение самостоятельно учиться.
Несмотря на то что имеющиеся на сегодняшний день онлайн-ресурсы не могут составить реальную конкуренцию школе, у школы осталось не так много времени, чтобы «перестроить собственный труд» (видеотрансляция ДОгМ «Новые технологии для новых результатов» от 30.01.2017 г.) и подготовить себя к деятельности в новой реальности Большой игры. Поэтому в школе №1296 как один из первоначальных шагов к новой школе был инициирован управленческий проект «Повышение уровня готовности обучающихся к самостоятельной учебной деятельности: хочу - могу - знаю, как», в рамках которого уже сейчас предполагается:
- расширить набор технологий, применяемых в учебном процессе, через внедрение технологий предваряющих домашних заданий («перевернутый класс»), проектно-группового обучения;
- увеличить долю самостоятельности обучающихся во внеурочное время через расширение проектно-исследовательской деятельности школьников, в том числе социального проектирования, волонтерства и ученического самоуправления.
Особо следует остановиться на технологии «переворачивания» класса, которая заключается в том, что первоначальное знакомство школьника с учебным материалом происходит предварительно дома с помощью рекомендованных печатных, интернет-, видео- и аудиоресурсов, на уроке же происходит подробное изучение темы, углубление, расширение и ее закрепление. В условиях Большой игры ребята смогут не только предварительно знакомиться с материалом, но и в форме игры закреплять изученный материал. Это, с одной стороны, сделает закрепление материала интересным процессом. А с другой - позволит школе сохраниться как место притяжения ребят. Она увеличит количество активно деятельностных урочных занятий (творческих, групповых...) и повернет свой образовательный процесс так, чтобы учащиеся стали центральными активными участниками учебного процесса с чувством ответственности за свое обучение. При таком построении учебной ситуации сместится фокус педагогической деятельности с «слушайте меня» на «работаем, а я вам помогаю», обучение станет более осмысленным, а значит, интересным, появится больше возможностей, чтобы ученики сами открывали для себя знание.
Таким образом, следует ожидать, что данные об ученике будут формироваться на основе автоматического анализа данных о ходе его игры, многие рутинные действия перестанут отбивать интерес к обучению, так как будут облечены в игровой контекст, усилится вовлеченность детей в учебный процесс в школе в силу увеличения доли нестандартных интересных уроков, повысится академическая самостоятельность обучающихся, изменится профессиональное сообщество учителей, получит большее развитие сетевое взаимодействие с внешними партнерами (вузы, колледжи, производства).

Валентин МАКАРОВ,
директор школы №1296,
кандидат философских наук