- Валерий Иванович, объясните парадокс: военно-медицинский факультет при Центральном институте усовершенствования врачей, созданный в годы Великой Отечественной, закрыли в 50-е годы, сокращая Вооруженные Силы. Он же, вновь открытый в 1968-м, в ходе еще более масштабного сокращения армии 90-х годов, всяких расформирований и ликвидаций, наоборот, преобразован в самостоятельный вуз. Кто и зачем позволил «плыть против течения»?

- Создание института - одно из свидетельств того, что в военной медицине и ее образовательной сфере шел процесс не «ликвидации», а системных преобразований. Реформа военного, в том числе и военно-медицинского образования предполагает безусловное возрастание роли последипломной подготовки и соответственно нашего института как научно-методического центра послевузовского и дополнительного образования. Одна из задач, в соответствии с решением Государственной комиссии по военному строительству и военной реформе, - создание крупных многоуровневых учебно-научных комплексов для выполнения Государственного заказа на подготовку кадров, в том числе и военно-медицинских. Смысл в том, чтобы с большей отдачей использовать финансовые и материально-технические ресурсы, сделать образовательную систему более эффективной и менее затратной.

Особая роль в создании и становлении института как ведущего научно-методического центра последипломной подготовки военно-медицинских кадров принадлежит начальнику тыла Вооруженных Сил - заместителю министра обороны России генералу армии В.И. Исакову и начальнику Главного военно-медицинского управления Министерства обороны РФ генерал-полковнику медицинской службы И.М. Чижу. Благодаря их позиции и активной поддержке факультет вырос в самостоятельный вуз.

Такое преобразование стало возможным и потому, что за три десятка лет наш коллектив прошел значительный путь развития накопил тот потенциал, который оказался востребованным в современных условиях, обеспечил переход в новое качество.

Так что мы - не «против течения», а как раз на стремнине, в русле главных требований военной реформы.

- Каковы спектр задач и структура вуза?

- Ведущие направления учебной работы - усовершенствование руководящих офицерских кадров по командно-медицинским и лечебно-профилактическим профилям, подготовка, переподготовка и повышение квалификации, аттестация и сертификация врачей и фармацевтов, научно-педагогических кадров Вооруженных Сил, а также других ведомств. Важное место занимают также фундаментальные, поисковые и прикладные научные исследования в области медицины и военно-медицинского образования.

В институте 3 факультета и 19 специализированных кафедр, 168 учебных циклов. И число их растет. Обучение ведем по программам дополнительного образования (усовершенствование и профессиональная переподготовка), послевузовского - интернатура, клиническая ординатура, адъюнктура и докторантура. Вуз проводит аттестацию и сертификацию врачей и среднего медперсонала по 53 специальностям. В его структуре - медицинское училище, ныне преобразуемое в колледж.

Преподаватели института проводят выездные циклы подготовки, которые не только экономят немалые бюджетные средства, но и позволяют обучить, аттестовать и сертифицировать непосредственно на местах значительно больше врачей и среднего медперсонала. Такая форма подготовки перспективна. К нам обращается много медицинских организаций с просьбами о проведении подобных выездных циклов. Будем расширять эту работу и тем самым сохранять все больше денег госбюджета. Это один из многих путей при росте объемов обучения снизить затраты.

- Больше с меньшими затратами? И это при нынешнем-то финансировании армии, на «голодном пайке», да еще урезая его? Позвольте усомниться: можно ли так развиваться и стоит ли?

- Стоит и именно так и нужно! Именно по этому пути мы и развиваемся. Причем динамично.

«Паек» у нас, прямо скажем, не богаче, чем у других, покрывает далеко не все нужды вуза. Но и при этом финансировании мы из года в год превышаем задание на подготовку кадров. Судите сами.

В 1998-1999 учебном году по плану - 904 специалиста, а в итоге - 1084. В 1999-2000-м - 801, а реально 1224. В 2000-2001 гг. соответственно 1300 и 1896. В 2001-2002-м - не менее 2000, а на деле - 2500.

Как видите, увеличили число ежегодно обучаемых в 2 раза. Постоянно и значительно (на 20-50%) перевыполняем план. Причем особо подчеркну: без каких бы то ни было сверхплановых «инъекций» из госбюджета.

- Хотите сказать: не потратив ни копейки, государство и армия получили лишних, сверх плана, 1699 высококвалифицированных медиков? Впрочем, не лишних. Острейше необходимых! Ведь врачей по России везде катастрофически не хватает. А вы дали стране дополнительно персонал десятков поликлиник, больниц, госпиталей. Сверх плана. И для госбюджета бесплатно!..

- Почему хочу сказать? Уже сказал. И не раз. Официально докладывал: институт способен значительно наращивать число обучаемых и объемы научных исследований даже без увеличения финансирования, за счет своих резервов.

Мы уже делаем и можем сделать еще намного больше, чтобы на нашем конкретном участке работы реализовать требование Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Президента России В.В. Путина: работа всех компонентов военной организации должна становиться менее затратной, более эффективной.

- Но это у гражданских вузов широкая рыночная свобода. А в армии коммерции нет места, военные вузы в отличие от гражданских зажаты крайне жесткими ограничениями...

- Вы правы. Военным вузам бесперспективно зарабатывать сдачей в аренду недвижимости. Ее законность сомнительна, а договоры с частными структурами незаконны. Кроме того, львиная доля доходов от аренды уйдет в налоги. То же самое будет с платой за обучение, если она превысит себестоимость. Мы не можем для экономии, роста доходов свободно изменять число преподавателей или обучаемых, поскольку для военных вузов это параметры, фиксируемые «сверху».

Но военные вузы могут зарабатывать внебюджетные средства подготовкой кадров для МВД, МЧС, Минздрава и других ведомств, образовательной, научно-исследовательской, редакционно-издательской и лечебной деятельностью.

Наш институт может увеличивать число обучаемых на платных формах, расширять научные исследования, участие педагогов и слушателей в оказании услуг в системах медицинского страхования, в том числе с учебной целью.

Институту удается из года в год повышать уровень заработанных средств. В 2001-2002 учебном году они составили 8,5% общего финансирования. К слову, их мы полностью израсходовали исключительно на развитие учебно-материальной базы.

Окончание. Начало на стр. 2-3

Но структура этих заработков нас абсолютно не устраивает и не дает возможности дальнейшего увеличения.

- Где выход? Что нужно?

- Нужна своя клиническая база.

- А как же экономия и эффективность?

- Эта база станет источником очень значительных доходов. Она даст значительный рост эффективности и значительную экономию тех средств, которые расходует ныне военное ведомство, да плюс значительные доходы, которые не получает из-за ее отсутствия. Вот конкретный пример.

Ныне медицина большей частью - страховая. Сотрудники и слушатели института, занимаясь учебой на клинических базах, тем самым активно участвуют в оказании страховых медицинских услуг. Но ни они, ни институт не получают ни копейки. И если средства, заработанные ими на клинических базах военных госпиталей, идут на их счета, значит в Минобороны, то деньги, заработанные на базе 29-й городской больницы можно зачислить в прямые убытки военного ведомства. А это только за 2001 г. - 26 млн. рублей убытков! Да еще прибавьте неучтенную стоимость практического вклада сотрудников института и слушателей, их врачебных консультаций, консилиумов и обходов пациентов, клинических разборов, научно-практических конференций, занятий с персоналом, клинических исследований и многое другое.

Выполняемая безвозмездно клиническая работа только двух кафедр института приносит чистую прибыль лечебному учреждению, где они базируются, по меньшей мере, в 25-35 млн. рублей в год, что в 10-15 раз превышает внебюджетные доходы всего института от образовательной деятельности.

По самым скромным подсчетам, ежегодная цена потерь военного ведомства из-за отсутствия у нашего института своей учебной клинической базы практически равна годовому бюджету института.

Это при сегодняшних объемах. А у нас самостоятельные хирургические вмешательства слушателей-хирургов - менее 23% от требуемого объема. То же по ряду других специальностей. Появление своей клинической базы даст вузу рост в несколько раз и качества учебы и внебюджетных доходов от услуг в страховой медицине.

Пока без своей базы, из-за отсутствия в штате института необходимых лабораторий и центров, позволяющих вести современные исследования и научный поиск, очень трудно наращивать научно-исследовательскую работу. А это помимо всего прочего, тоже источник доходов.

Еще один резерв - увеличение числа слушателей на платных формах обучения, прямые договоры на обучение, в том числе из СНГ и некоторых других стран мира. Сравнение с вузами Москвы показывает: наши затраты по большинству форм обучения в 3-4 раза меньше. Поэтому наш вуз исключительно привлекателен для тех, кто хочет повышать квалификацию. А таких очень много. Нам же для этого нужны дополнительные площади для проживания слушателей, нужно новое общежитие, чтобы значительно увеличить число обучающихся.

Таким образом, у нас есть резервы роста, которые в сумме превышают сегодняшний годовой бюджет института. Мы идем по пути решения проблем их использования и встречаем взаимопонимание командования Тыла и медицинской службы Вооруженных Сил. Одобрена концепция и получено принципиальное согласие на создание институтской клинической базы. Решение этой и других проблем обеспечат развитие и качественный рост эффективности при снижении затратности.

- Вы упомянули о международном аспекте деятельности вуза...

- Наш институт известен не только в России, но и за рубежом.

Значительная часть военно-медицинских специалистов стран СНГ проходила у нас усовершенствование во времена СССР. В последние годы контакты с ними начинают укрепляться не только в образовательной, но и в совместной научно-практической деятельности. Мы стремимся усиливать эту работу, рассматривая ее как наш вклад в укрепление сотрудничества как в рамках Содружества, так и Организации Договора о коллективной безопасности. Активизируем сотрудничество с коллегами из Беларуси, Украины, Армении, Молдовы, Таджикистана и ряда других государств.

Профессорско-преподавательский состав института налаживает контакты и с коллегами из Германии, Соединенных Штатов Америки, Италии и других стран. Наши сотрудники приняли участие во многих международных научных и научно-практических форумах, в ходе которых научные работы ученых института были высоко оценены специалистами ведущих стран мира. В наш вуз поступают предложения об организации сотрудничества из целого ряда государств.

- А каковы научно-педагогические предпосылки дальнейшего роста?

- В институте сконцентрирован мощный научно-педагогический потенциал - 6 академиков и членов-корреспондентов различных академий, около полутора сотен профессионалов науки с учеными степенями и свыше ста педагогов с учеными званиями, а также значительное число молодых ученых, ведущих различные, в том числе и диссертационные исследования.

Наши авторитетные ученые и педагоги профессора К.М. Лисицын, Е.В. Гембицкий, В.Т. Ивашкин, И.И. Дерябин, Ю.М. Полумисков, Л.М. Клячкин, П.Г. Брюсов, В.Г. Новоженов, А.И. Елькин, Г.П. Лобанов и многие другие начинали свою деятельность именно с создания научных школ и направлений, которые продолжают активно развиваться. И число их растет.

Чрезвычайно важно для тесной связи обучения с задачами военно-медицинской службы привлечение к руководству кафедральными коллективами главных медицинских специалистов Министерства обороны. Ныне их в институте возглавляют опытные педагоги-практики, в том числе главные специалисты Министерства обороны России профессора генерал-майоры медицинской службы А.Л. Раков, Н.А. Ефименко, П.И. Мельниченко, полковники медицинской службы С.В. Литвинцев, А.М. Щегольков, М.Д. Ханевич и другие.

Проблемы развития научно-педагогического потенциала, управления качеством учебной и научной деятельности столь обширны и разносторонни, что, думается, лучше выделить их в отдельный разговор.

В заключение хочу подчеркнуть, что несмотря на трудности, институт справляется со своими задачами благодаря тому, что в нем сложился работоспособный, творческий, сплоченный коллектив, накопивший за 35 лет большой опыт научно-педагогический деятельности. Развивая его, наш коллектив продолжает искать новые пути совершенствования своей работы, повышения качества подготовки военно-медицинских кадров.

Руководство Тыла и медицинской службу Вооруженных Сил доверяет нашему вузу разработку важных проблем повышения эффективности военной медицины и ее образовательной сферы. Для того, чтобы успешно решать эти и другие задачи, в нашем институте разработана идеология, стратегия и тактика повышения эффективности самого института, и мы настойчиво реализуем ее, добиваясь весомости реальных дел.

Беседу вел Сергей МАНЮКОВ