В нынешний век высоких технологий и креативных решений это стремление убежать от свободы никуда не делось. Причем ученые-педагоги тенденцию избавиться от груза самостоятельных решений и действий наблюдают и в сфере образования. Так ли это, мы решили поинтересоваться у людей, долго и успешно работающих директорами петербургских школ.
По мнению директора гимназии №166 Санкт-Петербурга, заслуженного учителя России, абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Учитель года»-2003 Игоря Карачевцева, действительно такая тенденция прослеживается. В определенных кругах она началась вместе с перестройкой, а в сфере образования скорее всего тогда, когда стали говорить о создании единого образовательного пространства на территории России. Ведь, по сути, единое образовательное пространство - это некая унификация образовательных и рабочих программ, учебных планов и т. д. Это делается для того, чтобы школы, имеющие разные статусы, в той или иной степени стали едиными в отношении образовательного процесса. Их различия, иногда только на уровне названий - гимназия, лицей, школа с углубленным изучением такого-то предмета, остаются как бренд, а не как сущность. Впрочем, сущность, уточняет Игорь Карачевцев, тоже различна, правда, она касается не столько учебного процесса, сколько образовательной среды, уклада школы. Например, есть уклад школы на гуманитарно ориентированные принципы или на четкие технократические принципы.
Бежать от свободы, безусловно, проще. Проще жить, когда знаешь рамки и обязанности в рамках этих границ. Исполнителям всегда легче. Однако все равно находятся творческие личности, которым эти рамки тесны, которым в них неуютно, и они так или иначе пытаются их преодолеть. Но в этом случае возникает эффект толпы, когда подавление творчества идет не сверху, а снизу. В ситуации с образованием это может быть родительская общественность, которая, к примеру, может «стопорить» нестандартные идеи, возвращая «творца» в русло практичности.
Конечно, руководителю школы сложно жить в тисках норм, но можно, потому что свободолюбие можно проявлять в рамках закона в других формах, например во внеурочной деятельности, да и в учебной деятельности тоже есть вариативность, к примеру элективные курсы. Но таких понятий, как авторская школа, наверное, уже не будет. Как считает Игорь Карачевцев, они остались в истории конца ХХ века и теперь скорее исключение, чем правило.
Директор школы №257 поселка Новая Ижора Пушкинского района Северной столицы, действительный государственный советник III класса Александр Иванов уверен, что многое зависит от личности директора образовательной организации. В сущности, все мы находимся в рамках и вынуждены с этим считаться. Но, с другой стороны, можно принимать рамки, осознавая степень свободы и находя те сферы деятельности, где эти рамки условны. В сфере образования сейчас, например, установлены очень жесткие рамки в отношении финансовой политики, подбора кадров (каждый директор школы вынужден согласовывать кандидатуры заместителей директора с учредителем). Высокая требовательность предъявляется и к результативности образовательного процесса, к итогам экзаменов. Нужно заметить, что рамки в сфере образования становятся все жестче и шире. Так, сегодня директора школы могут поставить перед фактом открытия, скажем, отделения дошкольного образования, хотя стратегия развития школы не предусматривала этого контекста. Но это обусловлено рядом причин, в том числе таких серьезных, как наличие дефицита мест в детских садах.
Также, по мнению Александра Иванова, в договоре между директором образовательной организации и работодателем есть деталь, существенно влияющая на ужесточение рамок, - пресловутая 273-я статья, согласно которой руководителя образовательной организации можно уволить без объяснения причин. Поэтому перед человеком, особенно наделенным высокими должностными полномочиями, всегда стоит личностный выбор: убежать от свободы и делать только то, что предписано, или понимать свою меру ответственности и быть готовым к самостоятельным действиям.
Хотя если говорить о человеке-новаторе (а таких, как утверждает статистика, 10-15 процентов от общего числа), то ему, по сути, без разницы, в каких условиях работать. Вопрос только в направлении выбора стратегий. Например, нельзя замахнуться на изменение статуса своей образовательной организации с бюджетной на автономную, но зато можно придумать организационные и содержательные инновации и творить в их рамках. Также есть возможность выбора образовательных технологий, где вообще никто не ставит ограничений.
Таким образом, если человек принимает для себя такую внутреннюю рамку, как законность, целесообразность и этичность, то границ для его творчества не существует.

Санкт-Петербург