Но прежде, чем рассказать о работе совета отцов, давайте поразмышляем, что мы понимаем под словом «совет». Первое, что приходит в голову, - это наставление, напутствие, некая рекомендация. Если посмотреть в словаре, совет - это совместное обсуждение каких-нибудь вопросов либо коллегиальный орган. Устаревшее значение этого слова - согласие, лад. Красивое, позитивное понятие!
А какая ассоциация возникает, когда вы слышите словосочетание «совет отцов»? Серьезные мужчины за столом переговоров... Компания взрослых мужей, ведущих серьезную беседу... Солидные бородатые дяди, обсуждающие какие-то важные дела... И так далее. Наши ассоциации возникают на основе социально-культурного опыта, который мы получаем в первую очередь в семье.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. Все дети независимо от пола нуждаются в хорошем влиянии обоих родителей. И замечательно, если у них есть эта возможность. Но, к сожалению, в современном мире наблюдается стремительное разрушение института семьи. В России, по данным статистики, число неполных семей выросло до 30 процентов, всего их 6,2 миллиона. Для многих сегодняшних детей семья - это перегруженная обязанностями мать. А что же отцы?
Важная роль отцовства не ставилась под сомнение на протяжении веков. Ее наиболее распространенной моделью до недавнего времени была традиционная модель, где отец - кормилец, персонификация власти и высшая дисциплинирующая инстанция, пример для подражания и непосредственный наставник для всех членов семейства. Отцовская роль включала в себя ответственность за воспитание прежде всего сына. В традиционном обществе труд отцов был всегда на виду, что являлось базой для авторитета первого мужчины дома. Отец был главой семьи, человеком, который принимает важные решения, советует, руководит, потому что он наиболее умелый, опытный, сведущий.
Во все века люди знали, что отец играет важнейшую роль в усвоении детьми моральных норм. Родители через слова и поведение выражают свое отношение к определенным событиям или поступкам людей, предоставляя, таким образом, модели поведения и моральную оценку. Родители, особенно отец, дисциплинируют детей, ставят определенные рамки поведения, одобряя одни поступки и наказывая за другие.
Согласно представлениям австрийского психолога и мыслителя Альфреда Адлера роль отца в воспитании заключается в поощрении активности, направленной на развитие социальной компетентности. Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проторяет ребенку путь к человеческому обществу. Отец является для детей источником познаний о мире, труде, технике, способствует формированию социально полезных целей и идеалов, их профессиональной ориентации. Любовь отца условна, что является важнейшим фактором морального развития ребенка. Происходит это потому, что отцы придают большое значение самостоятельности, предоставляя детям отвечать за свои действия, и с большим уважением, чем матери, относятся к проявлению детьми независимости.
Влияние со стороны отца отличается от влияния со стороны матери. Это связано с теми социально-культурными ролями, которые принадлежат матери и отцу в воспитании ребенка. Немецкий философ и психолог Эрих Фромм утверждал, что отец выполняет функцию социального контроля и является носителем требований, дисциплины и санкций.
К сожалению, сегодня мужчины в нашей стране «выдавлены» из процесса воспитания. Дома ребенка воспитывает мама, в садике - воспитательница, в школе - учительница, в институте - женщина-преподаватель. Если в школе и есть мужчины, то это чаще всего учителя физкультуры или ОБЖ, с которыми ребенок сталкивается всего несколько раз в неделю. Когда мальчику исполняется 18-20 лет, ему нужно принимать самостоятельные решения. При этом он постоянно слышит в свой адрес: «Ну ты же мужчина, ты должен решать сам». И здесь вскрывается главная проблема: если рядом не было мужчины, который бы на своем примере показывал мальчику, что такое быть мужчиной, то мальчик не будет понимать, как именно ему нужно себя вести.
Так уж повелось, что в современной школе работают в основном женщины. И порой им нелегко приходится, если в классе много мальчишек, которых называют трудными. Да и мальчишки, которых зачастую дома встречает только уставшая от борьбы с жизненными трудностями мама, не воспринимают это женское воспитание. Таким образом, уже простое наличие мужчин в школе становится само по себе важным фактором воспитания. Совет отцов в школе обеспечивает наличие мужского воспитания, образец мужественного поведения, эталона отцовства для детей и эмоциональной поддержки и опоры для педагогов и родителей.
Как говорил русский писатель Александр Грибоедов: «Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца...»
Надо заметить, что у нас в школе совет отцов создан в целях направить мужскую энергию во благо собственных детей и для улучшения воспитательной среды. Мы разработали программу по профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления психически активных веществ «Бумеранг». Мероприятия по профилактике опасных зависимостей становятся особенно плодотворными, если в них принимают участие представители сильной половины человечества.
Совет отцов работает на основании локального акта «Положение о совете отцов МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла» муниципального образования г. Ноябрьска» (приказ от 12.02.2013 г. №111-од). Большое значение школа придает профилактической работе с проблемными семьями и детьми «группы риска», и эту работу поручили нашим доблестным папам.
В совете отцов состоят неравнодушные, ответственные, занимающие активную жизненную позицию люди, которые считают, что пришло время принять более активное участие в воспитании детей. Неоднократно работа этого органа транслировалась по местному телевидению (в контексте реализации социальных проектов и разговоров о службе примирения), а также освещалась в местной прессе.
Заседания совета отцов проводятся не реже 4 раз в учебном году, на них обычно подводятся итоги прошедшего периода и намечается план действий на следующий период работы. В рамках профилактических мероприятий проводятся рейды «Комендантский час». В них также принимают участие учителя и администрация школы. Не секрет, что в вечернее время увеличивается риск попадания подростков в разного рода неприятные ситуации. Суть рейда заключается в пресечении возможности находиться несовершеннолетним на улице после 22.00 без сопровождения взрослых, проведении профилактической беседы и сопровождении домой.
В нашей школе на постоянной основе (ежемесячно) работает совет профилактики, куда также входят наши отцы. Необходимо отметить, что на заседания этого органа ученики приглашаются совместно с родителями. А поскольку папы не имеют специальной педагогической подготовки, их советы помогают увидеть проблему с другого ракурса и тем самым найти неординарные пути решения.
Активисты-папы уделяют огромное внимание вопросам профориентации, организуют экскурсии на предприятия, проводят классные часы, рассказывая о той или иной профессии. По инициативе совета отцов проводятся различные акции и уроки. Например, по инициативе пап проведена акция «Брусок» в помощь объединению «Художественная обработка древесины», тем самым была разрешена проблема недостачи материалов для работы кружка. Интересными для ребят были уроки Мужества и уроки успеха, проведенные отцами.
Наши уважаемые мужчины принимают активное участие в работе судейской коллегии различных школьных мероприятий и являются непосредственными участниками таких мероприятий. Совет отцов стал инициатором спортивных товарищеских встреч по разным видам спорта. Совместно с учениками и учителями проводятся различные спортивные мероприятия - соревнования по волейболу, «Веселые старты».
Помощь пап помогла школе выиграть грант по проекту «Школьный вокально-инструментальный ансамбль», что позволило в итоге приобрести музыкальные инструменты. Сегодня этот проект является долгосрочным и рассчитан на то, что в нем будет проходить смена поколений школьных певцов и музыкантов. Также благодаря усилиям отцов построена велопарковка, организована инсталляция, символизирующая художественное направление школы.
В решении различных вопросов папы выступают ответственно и активно. В любой момент школа может рассчитывать на помощь в предоставлении транспортных средств для перемещения различных грузов.
Словом, в школе №13 с углубленным изучением предметов эстетического цикла накоплен солидный опыт в плане решения проблем объединения усилий педагогов и родителей по формированию и развитию всесторонне развитой здоровой личности, социально адаптированной в современных условиях, а также по улучшению имиджа современной школы среди учащихся, родителей и общественности через организацию деятельности управляющего совета и совета отцов. Как результат школа вошла в национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России». Если вам интересно это направление деятельности, если вы хотели бы больше узнать о нем, приглашаем вас посетить наш официальный сайт school13.ucoz.org, где размещаются материалы обо всех мероприятиях, проводимых в школе совместно с родителями.

​Елена АЛЕШИНА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы №13 с углубленным изучением предметов эстетического цикла, Ноябрьск, ЯНАО