Бессмысленно продолжать делать то же самое и ждать при этом других результатов.
А.Эйнштейн


Из года в год учителю необходимо совершенствовать свой опыт, познавать новые технологии и методы обучения, чтобы, несмотря на окружающую обстановку, привлечь учащегося к изучению окружающего мира.
Существует множество способов активизации познавательной деятельности, однако многие из них изжили свое существование именно по причине стремительного развития технологий. Поэтому учитель всегда должен идти в ногу со временем и с каждым годом применять все новые технологии и методы обучения.
Конечно, ни для кого не секрет, что работа с научно-популярной литературой давно используется в школах в качестве одного из методов обучения. Умение конспектировать, составлять план своего выступления, искать ответы в научном тексте и выделять главные мысли - далеко не полный перечень того, как можно использовать данную методику. Однако в век высоких технологий Интернет стремительно вытесняет бумажные носители информации, и чаще всего дети приобретают электронные книги, пользуются познавательными сайтами и большую часть своего времени посвящают социальным сетям и форумам, где обсуждают фотографии и оставляют комментарии к фильмам.
Многие со мной согласятся, что подобные действия понижают грамотность детей, поскольку они не обращают внимания на знаки препинания или нарочно делают ошибки в некоторых словах. И даже если ребенок поначалу будет стараться сохранить грамотность высказывания при комментировании чего-либо, то со временем другие пользователи научат его обратному. В связи с этим в Сети появляется так называемый интернет-сленг.
И вот здесь свою роль должен сыграть учитель, который научит ребенка грамотно выражать свои мысли, правильно выбирать информацию, отсеивать лишние источники.
Аннотации. Многие юные пользователи сети Интернет тратят немало времени, чтобы оставить комментарий к чужим фотографиям или просмотренным фильмам, чтобы поделиться мнением о них. Но любой написанный комментарий - это и есть своего рода небольшая аннотация, пусть даже и безграмотная. Так почему бы не использовать данный процесс с пользой? Например, изучая космическое пространство на уроках физики, учитель может дать задание посмотреть научно-популярный фильм о космосе, которых в Интернете огромное количество, а после составить грамотную аннотацию к фильму. И не важно, в каком виде текст будет представлен: в тетради или напечатан на компьютере, а может, и вовсе размещен в Сети на странице этого фильма. Учитель всегда сможет оценить уровень научной грамотности ученика по проделанной работе. И не стоит останавливаться лишь на документальных фильмах, можно использовать и художественные, ведь они больше привлекают детей. По физике, например, возможно использование фильмов «Гравитация» или «Интерстеллар», по биологии - «Война миров Z», «Собачье сердце», по географии - «Идеальный шторм», «Пик Данте», по истории - «Тарас Бульба», «Распутин» и т. д. По многим предметам можно найти соответствующие пройденной теме фильмы.
Конечно, есть некоторые аспекты, на которые следует обратить внимание. Во-первых, фильм должен выдавать правдивую информацию, ведь если фильм будет содержать искаженные факты, то следует об этом рассказать учащимся. Во-вторых, любой фильм несет возрастные ограничения, и учитель должен выбирать фильмы, соответствующие возрасту детей.
Не стоит останавливаться только на примерах фильмов, аннотации можно писать и к книгам, которые также можно подбирать соответственно тематике урока или предмету в целом.
Подобные задания, как подсказывает опыт, привлекают ребят. Вообще учащиеся любят нестандартные задания, и поэтому они с большой охотой стремятся их выполнить, а главное - выполнить грамотно.
Доклады. Другая проблема, часто встречающаяся при работе с литературой, - проблема поиска информации и выделения из нее главной мысли. К примеру, ученик должен приготовить доклад по какой-либо теме. Еще десятилетие назад библиотека была главным источником информации, поскольку Интернет не так сильно был развит. Сейчас же вместо библиотеки все «идут» во Всемирную сеть. И каждый учитель должен понимать, что Интернет - это как свободная стена, на которой каждый желающий может оставить свое сообщение. Очень часто информация является не совсем правильной, а возможно, и вовсе вымышленной. Под данную категорию попадает даже «Википедия», поскольку она является свободной энциклопедией, а на проверку информации у модераторов и роботов может уходить до нескольких месяцев.
И снова в роли наставника в этой ситуации должен выступить учитель, который проверит все источники информации, использованные учащимся, а в крайнем случае поможет определиться с выбором.
Ученики с радостью приступают к подготовке доклада, чтобы выступить с ним перед классом, заработав при этом хорошую оценку. Но как же быть с остальными? И как добиться того, чтобы выступающий не просто скачал первую попавшуюся презентацию, а подошел к этому вопросу осознанно?
Во-первых, всегда необходимо требовать от выступающих предоставление нескольких ссылок на источники информации. Таким образом, всегда можно убедиться, что ученик поработал с разными источниками и выбрал из них главное. Во-вторых, после любого доклада слушатели задают вопросы выступающему по данной теме. По ответам докладчика легко можно оценить качество подготовки. Конечно же, в крайних случаях учитель должен помочь с ответом. В-третьих, докладчик предоставляет слушателям ссылки на интересные страницы, изучив которые они познают что-то новое. Учитель при этом может попросить учащихся зафиксировать данную информацию в тетрадях.
Естественно, у такого метода есть и свои минусы. Так, например, может оказаться, что не у всех есть доступ к Интернету, чтобы посетить те источники, которые были оговорены выступающим или учителем. В таких случаях у учителя должен всегда находиться запасной вариант домашнего задания. Однако, как подсказывает опыт, такая проблема является редкостью хотя бы из-за того, что подобные задания учащиеся выполняют охотно и находят доступ к Интернету. Учитель получает от данного процесса множество преимуществ, такие как нестандартный урок (урок-конференция), активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся (как выступающего, так и слушателей), положительные отзывы детей о проведенном уроке и т. д.
Статьи. Для любого учителя немаловажно, чтобы ученик умел грамотно и научно выражать свои мысли. Особенно если дело касается законов природы, исторических фактов или объяснений правил. Как бы банально это ни звучало, но грамотную устную речь можно тренировать через письменную. Главное, чтобы она также оказалась грамотной.
Но стандартные задания в виде записи ответов в тетради на вопросы учителя большинству учащихся не нравятся. Для них подобные проверочные работы не более чем проверка знаний. Для детей это довольно скучный процесс, к которому они приступают неохотно.
Для того чтобы научить детей грамотно складывать предложения, высказывать собственные мысли, работать со сторонними источниками информации и выделять из них главное, можно дать особое нестандартное задание - написание собственной научно-популярной статьи.
Причем данный метод может применяться повсюду. Например, после изучения темы по физике «Тепловые двигатели» учитель дает задание учащимся - написать статью по данной теме. Это могут быть: «История развития тепловых двигателей», «Самые мощные двигатели», «Попытки создания вечных двигателей», «Использование нестандартных видов топлива», «Закись азота в спорте», «Будущее тепловых двигателей» и другие. Конечно, будет лучше, если учитель заранее подготовит список примерных тем для размышления, поскольку не все обучающиеся могут столь широко мыслить за пределами стандартного учебника, нежели педагог.
Подобные задания можно использовать не только после изучения конкретных тем. Если рассмотреть в качестве примера такие предметы, как физика, химия или биология, то статью можно написать в результате проведения любой практической работы (лабораторная, исследовательская, проект). Так, проведя некоторый опыт или практическую работу в классе, обучающиеся оформляют результаты исследования не в виде обычной лабораторной работы, где нужно написать цель, приборы и ход выполнения, а в виде научной статьи, в которой будут отражаться все результаты опыта. В такой статье, так же как и в обычной работе, должно присутствовать описание цели, оборудования, хода работы и выводов, могут быть приведены вычисления и строиться таблицы с графиками. Но все же эта работа должна выглядеть как научная статья, подобная тем, которые публикуются в научных журналах. Она оформляется единым текстом с добавлением в него фотографий, схем, графиков и таблиц. В качестве примеров можно открыть любой научный журнал и продемонстрировать его детям.
При использовании данного подхода процесс обучения становится более современным, а главное - он соответствует новым стандартам. Это активизирует познавательную и мыслительную деятельность обучающихся, а учитель получает полноценный результат. Конечно, для того чтобы научить детей правильно оформлять научные статьи, необходимо провести несколько подобных уроков. Поначалу статьи будут выглядеть довольно сыро, но спустя некоторое время учитель получит тот результат, к которому стремился.
Описанная методика помогает развить грамотность детей в комментировании материала и выражении собственных мыслей. У ребят вырабатывается письменная речь, которая напрямую связана с устной речью.
Не стоит останавливаться лишь на тех примерах, которые были приведены выше. Статьи научного характера могут применяться в любой предметной области. Так, по технологии учащийся может принести статью о том, как он строил скворечник, по химии или физике - как выращивал кристаллы, по математике - о применении процентов в банковском деле, по географии - о самых мощных вулканах и т. д. Причем каждую такую работу можно сопровождать фотоотчетами. Приводить подобные примеры можно бесконечно, а ограничиваться можно только творческим потенциалом учителя.
В заключение хотелось бы напомнить, что каждый новый метод обучения, применяемый учителем на уроке, является хорошо забытым старым. Разница лишь в том, что, разрабатывая новые технологии и методы, в них добавляют каждый раз новые составляющие.

​Валерий ЯКОВЕНКО, учитель физики лицея №64, Краснодар