К исследовательской деятельности отношусь с особым пристрастием. Конечно, это ключевой элемент нашей совместной с обучающимися работы по изучению физических явлений. Убежден: технология эвристического обучения - основной путь формирования особого стиля жизни.
Физика становится чередой творческих экспериментов, которые должны заинтересовать учеников. Почти на каждом уроке детей ждет очередной фокус. Например, с интересом обучающиеся наблюдают за тем, как я заколачиваю железный гвоздь в дерево обычной лампочкой накаливания. И все для того, чтобы показать: твердость и хрупкость не такие уж противоположные вещи, а жизнь куда сложнее и интереснее, чем нам кажется! Тот же радиоактивный распад атомов я не раз демонстрировал, подбрасывая монеты и вычерчивая по орлам-решкам график, иллюстрирующий вероятность распада атома (орел - атом распался, решка - нет). Наглядности здесь не меньше, чем в учебном ролике на экране компьютера.
Конечно, не все можно показать в классе опытным путем. При необходимости использую и ИКТ-технологии: видеоролики, проекторы, Интернет. Так, при изучении звуковых явлений на экране наверняка появится отрывок из «Звездных войн» с последующим пояснением, почему взрывы и выстрелы в космическом вакууме на самом деле не слышны. В конце сеанса обязательное «разоблачение» с пояснением происходящего с точки зрения физических законов. В такой яркой форме очередной закон и формула накрепко остаются в памяти. ИКТ-технологии можно использовать совместно с натурным опытом перед, во время, после проведения эксперимента для закрепления, сравнения, детализации.
Использую проблемное обучение. Часто урок начинается с черного ящика. И это первый этап. Интрига. Открываем. Или можно начать с ребуса, загадки, определения рассматриваемого понятия. Например, тему «Механическая работа» открываю определением понятия «работа», взятым из различных источников. И тут возникает вопрос: а можно ли все определения работы отнести к механической работе?
И начинается второй этап: размышления, рассуждения, поиски решений. Выясняется, что знаний не хватает. И переходим на третий этап: добыча новых знаний, конечно, опытным путем. В процессе детских открытий развиваются умения сравнивать, анализировать, систематизировать, обобщать результаты наблюдений, делать выводы.
Урок можно построить в форме путешествия в волшебную страну, тогда с собой берем «ранец познания», в который складываем информацию, полученную путем решения задач, ответов на поставленные вопросы, выполнения заданий (карточки), в форме поездки на машине времени, которая неожиданно застряла в снегу. При этом мы можем не только изучить новый материал, но и повторить предыдущий, например, рассматривая вариант раскачивания машины, чтобы вытащить ее из сугроба, мы повторяем закон инерции Ньютона. Практикую и игру по станциям, квест. Вкрапление видеосюжетов помогает снять напряжение, повысить мотивацию и разнообразить деятельность.
На третьем этапе происходит сложение добытых в процессе «похода», «путешествия» знаний и осознание, каким способом можно решить поставленную в начале урока проблему.
Далее следуют этапы решения проблемы, верификации полученных результатов, сопоставления с исходной гипотезой, систематизации и обобщения добытых знаний, умений. Завершаю урок рефлексией и так называемым выходом из путешествия. Если в течение урока вижу, что кто-то пришел к правильному выводу, усложняю задание для этого ученика, реализуя таким образом индивидуальный подход. Думаю, у каждого педагога есть в запасе разные материалы на такой случай.
В конце урока - домашнее задание, воспринимаемое детьми как загадка, которую просто необходимо разгадать. Задание может быть озвучено и продублировано на сайте, вложено в индивидуальные для каждого конверты, отправлено ученикам по электронной почте или в виде текстового сообщения по телефону. Предложенные варианты подачи домашнего задания также создают эффект неожиданности. Задание может быть таким: «Поднимаясь в нашей школе по лестнице в кабинет физики, я совершил работу, равную 4,6 кДж. Рассчитайте количество ступенек, которые я прошел, если моя масса 65 кг. Проверьте полученный ответ, сосчитав ступеньки в школе». Прошу прислать ответы на мой сайт. И дети снова отправляются уже в свое увлекательное путешествие.
Часто использую групповые методы работы, метод столкновения взглядов, позиций. Работая коллективно и в парах, обучающиеся развивают умения прислушиваться к мнению друг друга, налаживать учебное сотрудничество. Опытным путем вместе с учениками доказываем гипотезу. Доверяю интуиции ребенка, предлагаю не только самому показать, побывав в роли учителя, но и придумать опыт.
Результатом эвристической деятельности учеников становятся исследовательские работы, проекты «Атмосферное давление и здоровье членов моей семьи», «Тепловой мусор нашей школы», «Продукты и наше здоровье», которые ребята представляют на научно-практических конференциях.
Использую элементы технологии уровневой дифференциации. Полагаю, дети с легкостью осваивают, например, тепловые, магнитные явления. Механические, электрические, оптические явления некоторые учащиеся, в основном гуманитарии, усваивают только в базовом объеме.
Изо дня в день доказываю: физика - это не скучно! Я стараюсь брать примеры физики прямо из окружающей жизни. Показываю, что каждый может одним ударом разбить два лежащих друг на друге кирпича, добыть из соленой воды пресную, легко и быстро передвинуть тяжелый шкаф. Чтобы увлечь детей физикой, применяю игровые, проектные, кейс-технологии. Бывает, начну с притчи или какого-нибудь детектива, заинтересую, и весь урок дети расследуют, раскрывают, предполагают.
Продумывая занятие, подбираю такой иллюстративный материал, такой инструментарий, который поможет увлечь ребенка в захватывающий мир познания.
На протяжении всего периода получения образования обучающимся приходится осваивать разнообразную информацию, и с каждым новым учебным годом ее количество растет. В связи с этим важно сформировать навыки эффективной обработки и запоминания материала любого уровня сложности. Педагог должен не только усовершенствовать возможности мышления и памяти, но и превратить обучение в увлекательное путешествие. В этом мне и помогает исследовательская деятельность на уроке и вне его: вместе с семиклассниками мы придумали виртуальную лабораторную работу «Определение плотности вещества», веб-квест «Морское путешествие»; для старшеклассников разработаны «дорожная карта» развития исследовательских умений и навыков, карта наблюдений «Показатели сформированности умений и навыков исследовательской деятельности учащегося». С командой единомышленников в процессе профессионального развития созданы электронные обучающие пособия, сформированы банк видео- и аудиоматериалов, электронные тесты, разработаны рабочие программы внеурочной деятельности и многое другое (с этими материалами можно ознакомиться на персональном сайте физкабинет.рф). Результатом стало увеличение в 2015-2016 учебном году по сравнению с 2013-2014-м количества учащихся старших классов, занимающихся внеурочной деятельностью по физике. Выпускники 9-х и 11-х классов успешно проходят государственную итоговую аттестацию по данному предмету.
Хочется передать детям все, что умею и чему научили меня мои родители, учителя, «во всем... дойти до самой сути», но, как сказал наш кузбасский поэт В.Федоров: «...О жизни думается проще, а совершается трудней». Подчеркиваю, физика во всем и везде. Это царица наук! Ведь только она может объяснить существование всего во всем.
Считаю, урок состоялся, если каждый из присутствовавших вынес свой образовательный продукт. Результативность зависит, в сущности, от соблюдения двух условий - от грамотного определения цели деятельности и средств, ведущих к ее достижению. Не надо быть пифагорейцем, чтобы согласиться с числовой моделью «дважды два - четыре» - цель, помноженная на средства, равняется эффективности. Обнуление одного из множителей обнуляет произведение.
Доступно о сложном, ярко и необычно о простом - еще один мой педагогический принцип. И потому любую тему, кажущуюся на первый взгляд сухой, трудной, преподношу детям как необходимую, увлекательную и интересную. Это достигается в том числе и через интеграцию теоретического и практического обучения. Поэтому уроки физики строю на использовании современных интерактивных, информационно-коммуникационных технологий: мультимедиа, флеш-анимация, веб-квест... Дополнительно полезную и интересную информацию выкладываю на сайт. Это позволяет, учитывая индивидуальные особенности детей, значительно повышать эффективность уроков и обеспечивать самостоятельность учащихся.
Межпредметная интеграция физики с другими предметными областями позволяет формировать естественно-научное мировоззрение школьников. Предлагаю ученикам языком физики объяснить некоторые явления, описанные в современных произведениях кинематографии и литературы. Начинаю урок с беседы о литературных интересах и отношении к различным литературным жанрам, чтобы обучающиеся эмоционально присоединились к учителю и друг к другу.
Жизнь не течет - она бежит и очень быстро меняется. Люди, времена, вкусы, взгляды, технологии... Перемены пришли и в школу. Сейчас надо создавать условия, для того чтобы предоставить персонифицированные обучающие траектории развития каждому человеку.
Современный педагог должен быть не только мастером своего дела, но и образованным человеком.
Реалии нашей жизни таковы, что в обязанности учителя на сегодняшний день входят и ответственность за становление личности ребенка, и воспитание человека, способного занять свое место в жизни, социально утвердиться. Современный педагог не только носитель предметных знаний, он учит справедливости, чувству долга, порядочности, вере в торжество добра, духовности и многому другому. И даже в этом я вижу физику. Ученик претерпевает модификацию внешнюю, внутреннюю. Состав физического явления остается тем же, но состояние или позиция меняется.
Представляется, что задача педагога по большому счету заключается в том, чтобы вдохновлять, вести к победам, мотивировать детей, реализовать деятельностный подход к обучению.

​Алексей ЛИСОВ, учитель физики, победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2017, г. Белово, Кемеровская область