​Елизавета ГЛАЗКОВА, студентка 3-го курса математико-механического факультета Санкт-Петербургского государственного университета:
Ты - мне, я - тебе


В свою первую сессию я испытывала довольно сильный страх, неуверенность в себе. Казалось, хоть все выучу, что-нибудь да произойдет такое, что я получу «два». «Чего-нибудь такого», к счастью, не произошло. Теперь абсолютно точно понимаю, что в нашем вузе, на нашем факультете без знаний билетов, без упорной подготовки экзамен не сдать. Поэтому главное правило студента, желающего с одного курса перейти на следующий, -  это учиться. Вот такая простая истина.
Специфика факультета в том, что нам надо не только заучивать теорию, но и решать множество задач. И здесь приходит на помощь студенческая солидарность. Сразу скажу, что я не являюсь сторонником этого метода категорически, однако я в курсе, что он существует. Студенты распределяются на группы, каждая из которых «берет ответственность» за несколько билетов и решает по ним задачи, отрабатывает алгоритм. А потом все делятся друг с другом.

Татьяна ПОЛЬШИНА, студентка 3-го курса металлургического факультета Уральского федерального университета:
Совмещать трудно, но можно


Многие мои однокурсники работают, занимаются кто чем. Одни заняты в сфере услуг: официанты, продавцы, таксисты, они работают посменно, на лекциях появляются через день. Другие, что посерьезнее, пытаются зарекомендовать себя на предприятиях, где планируют закрепиться после получения диплома, тоже не каждое занятие посещают. Есть даже те, кто вахтует: неделями отсутствуют, живут где-то на Севере, работают в строительных фирмах. По моим наблюдениям, сессия для всех, кто не ходит на лекции и семинары постоянно, не сдает вовремя контрольные, проходит весьма проблематично. Недопуски, потом «хвосты» - частое явление. И после каждой сессии группа становится несколько меньше...
Я в некоторой степени выбиваюсь из общей картины, возможно, потому что девушка, а в основном у нас учатся парни. Стараюсь не пропускать занятия, зачеты нередко получаю автоматом. Но в сессию все равно приходится корпеть над учебниками. Никаких развлечений, полное погружение в билеты. Не представляю, как бы мне удалось совмещать учебу с работой. Устраиваюсь продавцом я обычно на летние каникулы, чтобы появились средства для отдыха на море.

Кирилл ДАНЬШИН, студент Воронежского государственного университета:
Работать некогда, учиться надо


Работа с учебой совместимы только в том случае, когда учишься заочно. Во всяком случае, у нас в университете так: если ты очник, то обязательно ходить на занятия каждый день на все лекции. Пропускать нельзя. Какая уж тут работа... Хотя, если честно, некоторые умудряются устроиться на небольшие подработки. Это или репетиторство со школьниками, или работа в Сети - модерирование, создание и ведение сайтов, веб-дизайн, правда, это могут себе позволить единицы, потому что нужны реальные знания. Ну а сессия никуда не денется, хочешь диплом получить - сдашь. Будешь учить ночами, по выходным - сами, наверное, знаете, как это все делается. Особенно умными мы становимся за три дня до экзамена.

Анна КИТАЕВА, студентка 5-го курса лингвистического университета, Ульяновская область:
Было тяжело и физически, и морально


 Я поступала на дневное отделение, потому что другого варианта для себя не видела и вообще не представляла, как можно учиться на заочном. Но проучилась так только три года, потом все же перешла на заочное. Причина в том, что мне было очень тяжело совмещать работу с учебой. С первого курса финансовая проблема стояла для меня очень остро. Вначале я подрабатывала бебиситтерством - отводила ребенка в школу, забирала, делала с ним уроки или вела в кружок или на секцию. Это давало мне не очень большие деньги. К тому же в сессию приходилось отказывать, и моих работодателей это не слишком радовало. Понятно, что им хотелось постоянства. На втором курсе мой преподаватель «поделился» со мной часами репетиторства. Это уже было лучше в финансовом плане, Но опять же занятия не давали много денег, и не было стабильности. Особенно тяжело было в мертвый сезон - летом и в каникулы. В летний период я даже работала в кафе официанткой. Вспоминать не хочу. Это было очень тяжело для меня даже физически, не только морально, весь день быть на ногах. На третьем курсе мне повезло получить место в языковой школе для взрослых. Работа очень мне нравилась - по специальности, со взрослыми и мотивированными людьми, которые хотят учить язык, их не нужно ни развлекать, ни заставлять, просто удовольствие! Но мне так сложно было учиться, не было времени выполнять задания, которых задают у нас в вузе очень много. Я честно старалась все делать, не спала ночами, а утром после таких бдений просыпалась совершенно больная. Это сказалось на успехах в университете. Из почти отличницы я превратилась чуть не в троечницу. Поэтому, хотя мне было очень жаль, перешла я на четвертом курсе на заочное отделение. Те, кто начинал со мною, уже выпускаются в этом году. Завидую им, конечно. Мне еще год учиться. Но зато у меня есть опыт работы, и в финансовом плане я неплохо себя чувствую. В общем-то, за все человек платит сам.

Анна ЛУЩИКОВА, студентка 4-го  курса химического факультета Омского государственного университета:
За это не платят, но все равно интересно!


Летом я всегда подрабатываю вожатой в лагере. Еще со школы начала - занималась в городском педагогическом отряде, была помощником вожатого. Мне очень нравится работа с детьми. А во время учебы подрабатывать не удается - нагрузка довольно большая. И с  педагогическим отрядом часто собираемся, сценки ставим, концерты устраиваем - готовимся к летнему сезону.
И в университете хотелось попробовать себя в чем-то большем, чем лекции и семинары. Мы с ребятами - друзьями по факультету, знакомыми еще со школьных олимпиад, - решили попасть  на Международный турнир естественных наук. На базе Санкт-Петербургского государственного университета с 2010 года ежегодно собираются сильнейшие студенты из самых разных уголков нашей страны, и не только для решения актуальных прикладных научных задач и отстаивания собственных решений в ходе научной полемики. Это настоящий праздник науки: абсурдные и гениальные решения, неумолкающие споры и обсуждения, жажда доказать свою точку зрения и опровергнуть оппонента...
В  лагере я заметила, что очень немногие ребята интересуются естественными науками. Обидно, наверное, им не так повезло с учителями в школе, как нам. Поэтому мы теперь стараемся подтянуть к турниру детей. В 2015 году  с нашей помощью прошел 1-й городской химический  турнир школьников Омска.  В прошлом году с предложением поучаствовать обошли 25 школ.
Наверное, это нельзя назвать работой в полном смысле слова - денег за это я не получаю. Но сессии сдавать очень помогает! Хотя главное, конечно, не в экзаменах, а в знаниях. Мечтаю сделать что-то серьезное, полезное для всех...

Софья СИЛАНТЬЕВА, молодой педагог, студентка 4-го курса педагогического института, Нижегородская область:
Попробовали бы сами


 Я начала работать в школе сразу по окончании педучилища. Сначала год работала вожатой, потом мне дали класс в начальной школе. Не первоклассников, четвертый класс - их учитель ушла в декрет, и замену сразу не нашли. Начав вести уроки, я почувствовала, что знаний мне не хватает. К тому же зарплата была такой мизерной, что я буквально в первые месяцы задумалась о необходимости получения высшего образования. И не о факультете начального обучения, а о филфаке. Все-таки в школе эта специальность наиболее востребована. Мои коллеги ведут по полторы-две ставки и без репетиторства не живут в течение года (все-таки ЕГЭ как-никак). И мне захотелось тоже улучшить свое материальное положение в будущем. Я не рассчитала, что заочно учиться намного сложнее. Тем более на филфаке. Очень много задают читать. Конечно, мы, заочники, часто использовали краткие пересказы. Но не везде это прокатывало. Были преподаватели дотошные, въедливые, которые по двум вопросам понимали, что мы не читали полное произведение. Приходилось нам пересдавать, и не раз. Хорошо было тем из нас, кто много читал в школе или совмещает учебу с работой в библиотеке. Что им не читать? Сидят в тишине, времени вагон. Не устают так, как мы в школе. Я в детстве читать тоже любила, но даже далеко не все произведения школьный программы осилила. Что-то не нравилось, что-то по малолетству не понимала. К тому же у меня было много других увлечений. Я серьезно занималась танцами, спортивной гимнастикой, легкой атлетикой. Потом мне все это пригодилось, конечно. Но сейчас я жалею, что мало читала в старших классах. В педучилище мы к литературе относились без должного внимания. Там был упор на методику. Поэтому я уже несколько раз пожалела, что не пошла на высшее по своему профилю. Мне было бы проще совмещать. В общем, заочное образование - это сложно. Труднее, чем очное, это уж точно. А еще мне обидно слушать, когда люди, узнав, что я на зачном учусь, презрительно машут рукой: «Ну, это не образование». Попробовали бы сами, прежде чем так судить.

Василий ДЬЯЧЕНКО, студент 3-го курса факультета экономики и предпринимательства Омского госуниверситета:
Жизненно необходимое условие


 Уже на первом курсе в первые дни учебы у нас была встреча с деканом и заведующими кафедрами нашего факультета. Они вводили нас в курс дела, обозначали требования. И вот тогда же нам так и сказали: «Мы не только не против совмещения учебы с работой, мы считаем это жизненно необходимым условием становления из вас специалистов». Мы переглянулись в недоумении: каждый из нас втайне мечтал о подработке, но мы были уверены, что это недопустимо на дневном отделении. Увидев наше удивление, преподаватели объяснили, что речь идет не о любой работе, а именно по выбранной специальности - участие в бизнесе и предпринимательстве. Причем предпочтительнее всего не сидение в компании в качестве офисного планктона, а опыт менеджмента и организации, опыт активных продаж, информационный бизнес, реализация собственных идей и начинаний, в том числе в Интернете, в социальных сетях. Опыт ведения переговоров, взаимодействие сетевых партнеров. «Этому, - сказали нам, - можно научиться только на практике. Ни в одном университете вас не научат тому, что реально востребовано сегодня. У вас за время учебы, совмещенной с практикой, должно выработаться самое настоящее деловое чутье, должна развиться интуиция. В идеале вы должны научиться видеть реальную ситуацию на рынке товаров и услуг и предвидеть его развитие на много ходов вперед». Еще уточнили, что лучше всего работать над своим проектом или трудиться в компании хороших друзей или родственников. Так меньше риска и, главное, можно совмещать с учебой без боязни, что все рухнет, если вы отвлечетесь на курсовую или экзамены. Я помню, что мы расходились с этой встречи в молчании.

Артем ХЛЫНОВ, выпускник Нижегородского строительного техникума 2017 года:
Нужен самоконтроль


 Я только что окончил техникум, получил диплом с отличием. И уже через неделю поеду подавать документы в Чебоксарский строительный институт, там мне нужно будет проучиться всего 2,5 года, после чего я стану дипломированным инженером-строителем с высшим образованием. Учиться буду заочно, мне придется два раза в год ездить на сессии. Меня это нисколько не пугает. Все четыре года я совмещал учебу с работой, поскольку учился на очно-заочном отделении. Занятия проводились по субботам в течение всего года. Пять дней в неделю я работал, причем по своей же специальности. А каждую субботу ходил в техникум. Могу с гордостью сказать, что не пропустил ни разу. И это, конечно, видели преподаватели, не просто видели, но и ценили. У нас в техникуме работают профессионалы своего дела, они заинтересованы в том, чтобы дать нам прочные знания, от которых в прямом смысле слова будет зависеть прочность домов, которые мы возведем. Спуску нам не давали, просто так или за деньги оценок не ставили - берегли корпоративную честь. Но все годы учебы я наблюдал, что преподаватели с уважением относятся к студентам, которые стараются добросовестно учиться. Таким преподаватели помогали, подсказывали, направляли. Я все время ощущал их заботу и поддержку, за это им благодарен. Я, само собой, тоже не ленился, мне было бы стыдно подвести. Задания приходилось выполнять по вечерам и воскресеньям. Конечно, это нелегко и, наверное, не всякому под силу. Нужны самодисциплина, самоконтроль. За тебя это никто не осуществит. Но если у человека есть цель, если ему нужен не только диплом (корочки), но и знания, он сможет все трудности преодолеть. Не стоит бояться совмещения учебы с работой. Если молодой человек крепок телом и духом, все у него получится.

Андрей СТРИЖАК, студент 2-го курса Института пищевой промышленности (заочного отделения), Москва:
Пока все получается


 Считаю, что совмещение работы и учебы сегодня не только возможно, но и необходимо. А как иначе прожить студенту, если его родители - обычные трудящиеся, а не олигархи? У меня отца уже нет в живых, мама работает в бюджетной сфере. Мы, конечно, не голодаем, но о модной одежде, отдыхе, тусовках в хороших местах нужно было навсегда забыть при таких доходах. И с чем оставаться?
Я ушел из школы после 9-го класса. Мы с мамой решили, что нужно получать профессию, которая позволит мне как можно быстрее стать самостоятельным и без проблем трудоустроиться. Я поступил на повара. У нас в колледже, кстати, был конкурс 3 человека на место, и в основном парни, у меня был хороший аттестат, но все равно я был в конце списка, мы переживали, что не пройду. Учиться мне было несложно, поэтому я уже в октябре на первом курсе стал подыскивать себе место работы. Конечно, в ресторане - поближе к будущей профессии, учиться в бою хотелось.  Я даже сверхурочно работал, по выходным, заменял, когда кто просил. Это в первом семестре. Во втором обнаглел, взял еще одну работу, серьезнее и уже в смены, два через два. Уже пришлось прогуливать. Но как-то сходило с рук, отметки стали хуже, но меня не отчисляли. Все-таки помогало, что у меня были хорошие базовые знания и, учась в школе, я много читал, разбирался и в физике, и в математике, интересовался историей и литературой. На втором курсе я уже обнаглел до того, что работал в двух ресторанах, мне очень нравилось зарабатывать деньги, это у меня получалось. В одном месте я работал два через два, в другом ночью. На занятия появлялся от случая к случаю, по утрам, само собой, отсыпался. Мама меня ругала, но я богател. Мой доход превышал ее заработки, и мне это очень нравилось, голова кружилась от собственных возможностей. Я даже копить начал деньги на собственное дело - мечтал о своем бизнесе. Но время сейчас не самое подходящее: большой риск предпринимательством заниматься с нуля. Так я прокрутился до выпуска. В сессию, конечно, было трудно, но все позади. Потом, получив диплом, сразу же подал документы на заочное в Институт пищевой промышленности, на организацию производства, и уехал в столицу. Хотелось мне повысить свой уровень. Работаю в хорошем ресторане, снимаю квартиру, помогаю маме и ни в чем себе не отказываю. На сессию приходилось отпрашиваться, кое-что из работ я покупал, потому что не успевал написать сам. Но пока все получается. Так что я двумя руками за совмещение.

Дарья ЯКУНИНА, студентка 2-го курса факультета филологии и медиакоммуникаций Омского государственного университета:
Мажоров нет


Поступить на медиакоммуникации, проще говоря на журналистику, я мечтала со школы. Не  прошла, пришлось идти в колледж на наиболее близкую специальность - рекламу.  В итоге поступила поздновато - у меня уже ребенку скоро два года будет. Совмещать  материнство с учебой, конечно, непросто. Но после первой сессии поняла, что надо работать. Собственно, я никогда не сидела без дела, лет с 14 летом подрабатывала, цветы сажала, город убирала. В колледже в бригаде проводников была. Теперь попробовала вузовскую учебу, сориентировалась и работаю внештатно в омских газетах. Конечно, трудно, хотя бабушки помогают, но ночи все равно частенько провожу за компьютером. Особенно во вторую сессию, сейчас непросто приходится, бывает, что и задание редакции, и задание университетское надо сделать срочно, прямо завтра. Ничего, справляюсь. А как иначе? Нужен опыт, и лучше по специальности. Я это поняла, когда стала искать работу после колледжа. У нас все ребята из группы работают, хотя они помладше меня - после школы. Но мажоров нет. Да и ведь все понимают, что по-другому  никак, надо готовить себе если не карьеру, то хоть рабочее место. Правда, не всем везет,  многим приходится думать не столько об опыте работы в СМИ, сколько о банальном пропитании. Но никто не жалуется. Мне странно, что  старшее поколение так много  говорит о том, что молодежь ленивая, что ничем не занимается, только «в Интернетах своих сидит». Интернет - большое подспорье, конечно, упрощает и подработку, и поиски ее, и информированность повышает,  и время экономит, что студенту важно. А просто так, для развлечения, сидеть-то некогда.  

Полина К., студентка Воронежского архитектурно-строительного университета:
Если преподаватель не берет, дело усложняется


 Есть один рецепт успешной сдачи сессии, и он хорошо известен: от одной до 10 тысяч рублей за зачет или экзамен. Главное - знать, через кого предлагать, как и кому. Если преподаватель не берет, тогда дело усложняется - придется учить. Но, по-моему, если человек сам поступил и нормально учился в школе, он и университет окончит.
Работать тоже можно, во всяком случае, у нас даже на дневном. Я сама второй год подрабатываю в ночном баре официанткой, есть ребята, тоже студенты, кто работает барменом. Конечно, после такой ночи следующий день спишь и на лекции не идешь, но потом добрые друзья-однокурсники скинут тебе на телефон текст лекции, и ты уже в курсе, все прочитаешь. Я до 10 тысяч в месяц получаю на своей работе, считая чаевые, это немного, но лучше, чем ничего. У кого деньги есть, семья небедная, тому легче, работать не обязательно. Но я к таким не отношусь.