- Галина Владимировна, давайте начнем с самого понятия, что такое цифровая социализация?
- Подрастающее поколение уже давно живет на два дома - реальный и цифровой. Постоянно увеличивается количество времени, которое дети проводят в Интернете: за семь последних лет доля школьников, ежедневно проводящих в среднем более 5 часов в Интернете, выросла почти в семь раз - в 2009 г. таких детей было 8%, в 2016 г. - каждый второй (52%). Современные школьники воспринимают Интернет не как набор технологий для получения информации и осуществления коммуникации, а как свою среду обитания. ИКТ существенно расширяют пространство, в котором живут современные дети. Они не только определяют структуру деятельности ребенка в онлайне, но и влияют на его деятельность в офлайне. А это означает, что ИКТ сегодня - важнейший агент социализации, который начинает конкурировать с семьей и школой. Все это создает новую социальную ситуацию развития современных школьников и дошкольников, в которой важнейшей координатой становится ИКТ, и в первую очередь Интернет.  Четырехлетний ребенок пишет e-mail Деду Морозу, потому что набирать слова на компьютере уже умеет, а рукой писать - нет. Это лишь одна из тысячи иллюстраций специфики новой социальной ситуации развития в век цифровизации.  Психологи рассматривают Интернет как  культурное орудие, которое способствует порождению новых форм деятельности, культурных практик, новых феноменов, значений и смыслов. С воцарением Интернета мир уж точно никогда не будет прежним, и сегодня мы говорим о цифровом детстве как особом историческом этапе детства. Для того чтобы стать полноценным гражданином современного общества, необходимо овладеть навыками успешной жизни в этом новом смешанном мире. А значит, традиционные формы социализации начинают все чаще соседствовать, вытесняться и замещаться новыми формами приобретения необходимых знаний и навыков -   цифровой социализацией.
Соотношение традиционного и цифрового находится в постоянной динамике,  оно меняется, но не в пользу традиционных форм. Важно понимать, что поколение Z,  а это те, кто родился начиная примерно с 2000-го, - последнее поколение, образ жизни которого формируется все еще в первую очередь на основе традиционных форм социализации, а не цифровых. Это поколение в каком-то смысле переходное, и наша задача - родителей и педагогов -  сохранить в нем больше традиционного и человеческого, понимаемого в этом случае как противостоящего технологическому. Ведь в соответствии с прогнозами штатных футурологов крупнейших IT-компаний дети развитых стран, которые пойдут в сентябре в первый класс, всего лишь через 13-15 лет будут жить уже в состоявшемся мире Интернета вещей - в «умных домах», «умных школах» и «умных городах», будут иметь «умные тела» и цифровые личности, сформированные в процессе цифровой социализации. От того, насколько человечны будут эти цифровые личности, без преувеличения, зависит будущее человечества.
- Каковы главные векторы цифровой социализации? Как меняется сознание детей в связи с цифровой социализацией?
- Уникально каждое новое поколение. Но дети, родившиеся уже в новом тысячелетии, по степени уникальности, похоже, превзойдут всех предшественников. Кардинально другие инструменты и способы получения информации,  принципиально другие системы коммуникации, смешанная реальность не могут не влиять на развитие ребенка.
Можно выделить четыре основных направления изменений и векторов развития современного ребенка, определяемых цифровой социализацией. Во-первых, это изменения высших психических функций (память, внимание, мышление, восприятие, речь) - основных психических процессов, которые лежат в основе жизнедеятельности человека. В соответствии с культурно-исторической теорией Выготского они социальны по происхождению,  так как формируются обществом и его культурой и развиваются в непосредственном взаимодействии ребенка и взрослых, а также детей между собой. Сегодня в процесс развития этих функций у детей все с более ранних лет начинает вмешиваться Интернет, который сам по себе всего лишь технология, но открывающая огромные возможности и поэтому крайне влиятельная. В науке появляется все больше эмпирических доказательств, что интенсивная цифровая стимуляция не проходит бесследно для развивающихся психических процессов.
Во-вторых, изменения механизмов формирования личности ребенка. Особый интерес здесь представляют идентичность, накопление социального капитала, статусность, репутация, а также личностные и индивидуальные особенности детей - пользователей Интернета. Когнитивные и личностные изменения, которые определяются длительным погружением детей в онлайн-среду, находят свое яркое воплощение в порождаемых ею феноменах: интернет-зависимость, многозадачность, приватность, фейсбук-депрессия, номофобия, синдром фантомного звука, селфизм, медиавирусы, интернет-мемы, киберсуицид и др. Педагогам важно знать, как проявляются эти феномены в поведении ребенка и к каким последствиям приводят. И тут очень много новых эмпирических фактов. Подростки, формируя идентичность, готовятся к взрослой жизни и копят социальный капитал в сетях. 40% подростков имеют более 100 друзей в Интернете. Почти каждый десятый - более трехсот. При этом почти у четверти детей число френдов уже превосходит среднее число Данбара для взрослых - около 150 социальных контактов, которые среднестатистический человек в состоянии хоть как-то поддерживать.
В-третьих, изменяются формы взаимоотношения с окружающими людьми: Интернет для детей и подростков в первую очередь служит площадкой для коммуникации, на которой они учатся новым (нетрадиционным) формам общения. Это касается как позитивных отношений (дружба, отношения привязанности, симпатии, любви), так и негативных, связанных  в первую очередь с агрессией. Агрессия, которая всегда была свойственна природе человека и которую человечество с помощью культуры веками загоняло в приемлемые рамки, в Интернете получает новые широкие возможности проявления.  Помимо разных причин в большой степени этому способствует зачаточное состояние культуры повседневного общения в Сети.  В-четвертых, под влиянием онлайн-среды происходят изменения принятых в культуре социальных практик. Интернет, выступая в качестве культурного орудия, дает возможность решать возникающие перед детьми задачи новыми, а не традиционными способами деятельности. Марк Пренски, автор крылатой метафоры «цифровые аборигены», уже более 10 лет назад заявил, что «они все делают по-другому»: иначе коммуницируют, обмениваются, оценивают, занимаются творчеством, знакомятся, играют, учатся и т. д. Но мы только начинаем  подступаться к изучению этой новой детской культуры цифровой повседневности. Не получается бежать впереди паровоза, хотя мы и должны, учитывая, что темп изменений в сфере современных инфокоммуникационных технологий в 3-4 раза выше, чем в любой другой быстро развивающейся области техники или промышленности.  Все вышесказанное определяет главный гуманитарный вызов ХХI века всем взрослым в этом мире - изменяющийся ребенок в стремительно изменяющемся мире.
Сегодня невозможно с высокой степенью определенности ответить на вопрос, происходят ли эти изменения в худшую или лучшую сторону, какие воздействия могут быть положительными или отрицательными. Вопрос об изменениях в психическом и личностном развитии, процессах социализации детей и подростков нельзя ставить оценочно, так как результат изменений скажется через много лет. В то же время крайне необходима организация комплексных междисциплинарных исследований по оценке влияния технологических изменений на детей и подростков. Такой анализ может не только убедительно показать обоснованность тех или иных страхов, но и дать надежную основу для образовательной политики.  Возможно, что через некоторое время те изменения, которые сегодня нас тревожат, окажутся факторами перехода к новому качеству жизни и залогом успеха в близком уже мире интернета вещей или в более отдаленном будущем нейронета.
 - К сожалению, Интернет - это не только благо. Какие основные риски и угрозы, связанные с Интернетом, вы видите?
- Когда мы в 2009 г. провели свое первое исследование детей - пользователей Сети, то обнаружили, что они по сравнению со взрослыми достаточно отчетливо обозначили Интернет как небезопасную зону, оценив его с этой позиции наравне с улицей. С этого момента мы сфокусировались на систематизации наблюдений за онлайн-рисками. Источник важной информации об этом - наша  линия помощи «Дети онлайн». Посредством ее мы уже восемь лет получаем в режиме реального времени постоянную обратную связь от детей и взрослых со всех уголков страны по проблемам, возникающим в Интернете.  Анализ почти 20000 звонков и электронных сообщений, а также наши исследования использования детьми и подростками Интернета позволяют отслеживать риски и их эволюцию в онлайн-пространстве.  Классификация, которая сейчас уже общепринята, включает пять типов рисков: контентные, коммуникационные, потребительские, технические и риски интернет-зависимости.
Контентные риски возникают при столкновении с противозаконной, неэтичной и вредоносной информацией в Сети (тексты, картинки, аудио- и видеофайлы, ссылки на различные ресурсы). К такой информации относятся: агрессия, эротика, порнография, нецензурная лексика, информация, разжигающая расовую ненависть, пропаганда анорексии, булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ. Подобный контент можно встретить на различных сайтах и в социальных сетях. Коммуникационные риски  возникают в процессе общения и взаимодействия людей в Интернете. В их числе кибербуллинг, сексуальные домогательства, груминг, секстинг, нежелательные знакомства в Сети, встречи с интернет-знакомыми в реальной жизни. С подобными рисками можно столкнуться при общении в онлайн-мессенджерах, социальных сетях, на сайтах знакомств, форумах, блогах и других ресурсах. Потребительские риски  возникают в процессе приобретения товаров и услуг через Интернет. В их числе: купить товар низкого качества, контрафактную и фальсифицированную продукцию, потерять денежные средства или стать жертвой мошенников, использующих персональные данные онлайн-покупателей. Технические риски - опасность повреждения программного обеспечения компьютера, хищения или нарушения конфиденциальности личной информации посредством взлома с использованием вредоносных программ. Интернет-зависимость - непреодолимая тяга к чрезмерному использованию Интернета. В подростковой среде проявляется в форме увлечения играми, навязчивой потребности к общению в чатах, круглосуточном просмотре фильмов и сериалов в Сети.
Для детей на первый план выходят не контентные риски, которые больше всего беспокоят взрослых, а коммуникационные. Они все последние годы держат первенство в рейтинге онлайн-угроз. Это недопонимание приводит к выбору неэффективных стратегий родительской медиации: родители в первую очередь стремятся контролировать время, которое дети проводят в Сети, и посещаемые ими ресурсы, и гораздо меньше думают о том, с кем они общаются.  
Появляются новые возможности - возникают новые риски или модифицируются старые. Если раньше большая часть обращений по коммуникационным рискам была связана в основном с кибербуллингом, то сейчас на передний план выходит беспокойство родителей рекрутингом подростков в опасные и экстремистские сообщества и пропагандой нездоровых, незаконных действий в виртуальных сообществах. Негативный контент переместился из открытых источников (форумы, сайты) в закрытые от посторонних группы в социальных сетях, где юные пользователи не только его потребляют, но чаще всего именно сами становятся его создателями. Среди потребительских рисков фокус сместился от проблем, связанных с платными подписками, либо навязанными мошенниками, либо оформленными по невниманию, к проблемам, возникающим в результате онлайн-покупок товаров и приложений. В сфере технических проблем мы наблюдаем небольшое снижение обращений по проблеме столкновения с вредоносными программами. При этом все чаще юные пользователи обращаются по проблемам освоения новых моделей электронных устройств, новых программ и приложений. Что же касается интернет-зависимости, то процент обращений по этому типу риска не меняется (9-10%), содержание проблем тоже не претерпевает изменений. Однако мы наблюдаем увеличение запросов уже от родителей дошкольников, которых беспокоит чрезмерное увлечение их детей цифровыми устройствами.
Беспокойство взрослых порождается не только естественной заботой, но и различными страхами. Один из них - ювенойя - страх за подрастающее поколение - был во все времена, но в сетевое столетие его центральной темой стала проблема безопасности детей в Сети.  Один из главных векторов, который здесь вырисовывается, - современные общества устанавливают для детей новые и все более широкие правила и нормы безопасности: все свое время дети проводят под жестким контролем. Когда взрослых охватывает ювенойя, они должны помнить,  что риск - неотъемлемая часть формирования личности и обязательное условие успешной адаптации ребенка в мире. Детям не нужна чрезмерная безопасность. Нормальное детство - это преодоление рисков, а не их устранение.