​Творчество есть цельное, органическое свойство человеческой природы. Оно есть необходимая принадлежность человеческого духа. Оно так же законно в человеке, пожалуй, как две руки, как две ноги, как желудок. Оно неотделимо от человека и составляет с ним целое.
Федор Достоевский


Раскроем важность развития творческих способностей обучающихся на примере образовательных площадок ТиНАО. «Творческая работа - это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд» - с этим утверждением советского писателя Николая Островского трудно не согласиться. Дополним только, что этот труд приносит плоды не только в виде ожидаемого результата, но и как удовольствие в его процессе.
Совсем скоро ТиНАО будет праздновать 5 лет со дня основания - срок, достаточный для того, чтобы подвести первые итоги. Столица нашей страны - город с традициями и многовековой историей, динамично развивающийся и всегда смотрящий на несколько лет вперед. Так что стать частью столицы - это не только гордость, но и большая ответственность, которая падает и на образование, поскольку именно оно занимается воспитанием, развитием и обучением полноценных членов общества. Мы прикладываем большие усилия, чтобы не только соответствовать высоким стандартам столичного образования, но и, опережая возможные ожидания, показать существенные успехи в том числе и в творческой сфере, значимость которой высоко ценим.
Развивать творческий потенциал учащихся помогают как основные, так и дополнительные дисциплины, преподаваемые на образовательных площадках ТиНАО. Театральные и художественные мастерские, студии эстрадно-джазового вокала и танца, театр моды позволяют развить творческие способности в сфере сценического искусства. Реальное и виртуальное 3D-моделирование дает возможность привлекать учеников в качестве юных дизайнеров для модернизации школьных помещений. Работа медиацентра и выпуск ежемесячной газеты помогают школьникам попробовать себя в сфере СМИ. И это далеко не все! Конкурсы, флешмобы, концерты, выставки постоянно сменяют друг друга. В них ученики становятся главными участниками и творцами. Такие мероприятия позволяют раскрыться новым дарованиям, учат столь необходимым навыкам слаженной коллективной работы, помогают отточить уже имеющееся мастерство и порадоваться своим успехам.
Художественно-эстетическое воспитание начинается уже на ступеньке дошкольного образования, где не только закладываются основы базовой культуры личности, но и обеспечивается художественно-эстетическое, познавательное и творческое развитие воспитанников.
Как сформировать эффективную образовательную программу для детей дошкольного возраста, развивающую их творческие способности? Необходимо строить педагогическую и воспитательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей ребенка, признавая его полноценным участником процесса, поддерживая его творческую инициативу, формируя познавательные интересы и действия.
В рамках творческого развития обучающихся на образовательных площадках ТиНАО большое внимание уделяется формированию представлений о видах искусства и становлению у дошкольников эстетического отношения к окружающему миру.
Большая часть занятий и крупных мероприятий - как внутренних, так и выездных - посвящена художественной, вокальной, танцевально-театральной деятельности. Педагоги вместе со своими воспитанниками устраивают праздничные мероприятия, ставят спектакли, мюзиклы и театрализованные композиции, организовывают выставки картин и поделок, принимают участие в конкурсах. Для малышей это активное вовлечение в творческий процесс, дни, насыщенные интересными занятиями; первые шаги к раскрытию своих способностей и одаренностей, радость от заслуженных побед и гордость за командный труд.
Так, на дошкольных образовательных площадках школы №2065 ребята принимают участие в городских дистанционных конкурсах (2-е место заняли рисунки на экотему «Сбережем планету вместе»), детско-юношеских смотрах-конкурсах (2-е и 3-е места достались рисункам малышей на противопожарную тематику «Огонь - друг, огонь - враг», а 1-е место - их старшим товарищам из школы №2120) и открытых конкурсах по художественному и прикладному искусству (конкурс «Нет краше Родины нашей!», дипломы призера и лауреата II тура). Дети занимают призовые места в своей возрастной категории, выступая с вокальными и танцевальными номерами на межрайонных гала-концертах (городской фестиваль «Эстафета искусств»-2017).
Задачи, которые ставит перед собой начальное общее образование, плавно перетекают из задач образования дошкольного. Это и помощь в становлении личности, и обеспечение доступности качественного образования, в том числе для одаренных детей, через систему клубов, кружков, секций, и активное развитие творческих способностей.
Ученики образовательных площадок ТиНАО занимаются декоративно-прикладным творчеством, работая с разнообразными материалами - полимерной глиной и другими массами для лепки, мягкими конструкторами, песком и прочим.
Уроки музыки для ребят, получающих начальное образование, - первые самостоятельные шаги в невероятном мире звуков, ритмов и мелодий под чутким руководством опытных педагогов. Школьники не только приобщаются к прекрасному, слушая известные сюиты и арии, узнавая имена композиторов и названия музыкальных инструментов. Они активно посещают хоровые и эстрадные ансамбли, готовят концертные номера, с которыми выступают на местных образовательных площадках и самых разных конкурсах.
Как считает педагог по музыке школы №2065 Н.К.Звонова, «приятная рабочая атмосфера - главный секрет обучения пению на уроках в студии эстрадного вокала». В дружной обстановке и творить приятнее! Наверное, поэтому воспитанники студии - победители и лауреаты фестивалей и конкурсов: Всероссийского фестиваля патриотической песни «Душой рожденные песни» (лауреаты II и III степени), Международного конкурса-фестиваля «Твой голос» (лауреаты III степени), Международного конкурса «Звезды мира» (лауреат II степени), Международного конкурса-фестиваля искусств «Ангелы добра» (лауреаты II степени), «Золотое сечение», «Красота спасет мир», Global Fest и др. «Ребята приходят с улыбкой, а уходя, хотят поскорее вернутся!» - делится учитель.
Не стоит забывать и про необычные проекты, увлекающие учеников, педагогов, родителей. Таким стал для школы №2065 проект «Книговорот», в ходе которого все желающие могли обмениваться книгами. Акция направлена на поддержку читательского интереса не только подбором разнообразной литературы, но и приятной обстановкой - художественно оформленным уголком с иллюстрациями из детских сказок на стенах, яркими полками и декорациями. Здесь для ребят проводятся увлекательные мастер-классы по изготовлению закладок, устраиваются чтения, проводятся встречи с современными детскими писателями.
Кроме того, на образовательных площадках школы №2065 работает медиацентр. Дети задействованы в подготовке статей в ежемесячную школьную газету, в съемках видеороликов и красочных фотографий. А результат плодотворной работы можно оценить, заглянув на сайт и в соцсети.
По мнению воспитателя и педагога дополнительного образования школы №2122 О.Н.Кустиковой, «развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания, как художественное творчество, особое место в котором занимает театр».
Обучающиеся на образовательных площадках ТиНАО стали участниками таких мероприятий, как фестивали «Эстафета искусств» и «Театральный олимп», «Новые вершины», «Пасхальный Благовест», «Свеча горела», фестиваль народного творчества «Россия моя и твоя», конкурс детской патриотической песни «Офицеры России», конкурсы чтецов «Зубовские чтения» и «Художественное слово», праздники, выставки творческих работ. Действует программа «Одаренные дети». Ребята стремятся к победам и радуются своим достижениям!
Ученики и их учителя из школы №2070 могут гордиться впечатляющими результатами. Среди обучающихся призеры турнира Ломоносова, городского конкурса «Имя буквы», интеллектуального турнира «Что? Где? Когда?», регионального этапа Открытой всероссийской олимпиады школьников «Наше наследие», метапредметной олимпиады «Не прервется связь поколений».
Педагоги школы №2083 своими силами организовали ежегодный Открытый фестиваль детского и юношеского творчества «Родник талантов», участниками которого становятся школьники ТиНАО и других округов Москвы.
Перед средним образованием ставится задача создать все необходимые условия для самореализации, выявления и развития способностей школьников, организации интеллектуальных и творческих соревнований, проектной и учебно-исследовательской деятельности.
Покидая школьные стены, обучающийся должен иметь глубокое знание предметов общего школьного образования, быть готовым к самореализации и самоутверждению в жизни и зрелым в выборе способов получения образования или профессии, не исключено, что и творческой.
Педагог дополнительного образования школы №2065 Я.В.Суслина говорит: «Передо мной стоит очень важная задача - привить детям любовь к творческой деятельности, помочь им осознать себя как значимую творческую единицу в социальном мире, научить их элементарным базовым навыкам изобразительного искусства, осветить для них сферу применения этих навыков и показать на практике, как важна и интересна работа дизайнера.
Для этого в мои уроки включена не только традиционная практика в студии, но и занятия по оформлению и декорированию школьного интерьера. Это дает возможность ученикам применить и закрепить полученные знания и в то же время осознать свою важность как юных дизайнеров».
Педагог дополнительного образования школы №2120 Т.В.Гилева убеждена, что в художественном творчестве очень важен метод эмпатии, вживания в состояние описываемого объекта: «Это богатейший материал для фантазии и воображения. Подобные упражнения развивают способность мыслить и принимать объект с разных точек зрения».
Учителя образовательной площадки школы №2120 понимают, насколько важны для учеников старших классов средней школы профессиональная ориентация, возможность уже на школьной скамье получить представление об интересующих профессиях и сделать правильный выбор. Их воспитанники - постоянные участники и нередко победители состязаний - международного конкурса детского рисунка «Красота Божьего мира», городских художественных конкурсов «Мы рисуем улицу» и «Мои права, мои обязанности».
Кроме того, обучающиеся выступили со своими работами на 1-м Открытом городском фестивале дизайн-проектов «Взгляд из будущего» и Московском фестивале «Дизайн без границ», сразились с сильнейшими учениками столицы на олимпиадах МГХПА имени С.Г.Строганова по рисунку, живописи и скульптуре, а также по комплексу предметов «Культура и искусство», по техническому рисунку и декоративной композиции, региональной олимпиаде школьников «Архитектура и искусство», на межрегиональной олимпиаде школьников имени В.Е.Талина в номинации «Графика».
Опыт педагогов и психологов наших образовательных площадок показывает: у каждого ребенка есть все шансы достичь больших высот в творчестве, развить имеющиеся способности. Правда, в успехе немаловажную роль играют:
- упорный труд - «большой талант требует большого трудолюбия» (П.И.Чайковский);
- раннее начало - мы писали об этом в разделе дошкольного образования;
- природные задатки и склонности, без которых никуда;
- живой интерес, ведь принуждение - главный враг творческого начала;
- вера в себя и высокая самооценка, которые зачастую формируются взрослыми наставниками - воспитателями, учителями, родителями.
Как видите, многие из этих «столпов успеха» обучающийся сможет получить на образовательных площадках, что активно реализуется в программах дошкольного, начального и среднего образования ТиНАО. Ведь ребенок - самый пытливый и любознательный исследователь, открыватель мира. Важно поддержать его стремление узнать как можно больше и распахнуть перед ним мир звуков и красок, виртуального моделирования и театрального искусства, виртуозных па и увлекательных мастер-классов, открыть дверь в мир творчества.
Один из лучших российских психологов А.В.Миченков отметил, что в каждом человеке спит талант, но не все его будят. Стремление педагогов ТиНАО не только разбудить в каждом обучающемся талант, развивая его творческие способности, но и не дать ему уснуть, подпитывая постоянный интерес и стимулируя двигаться только вперед, к новым вершинам, - большой, но такой благодарный труд! И хочется верить, что каждый ребенок станет успешным взрослым с широким кругозором, настоящей творческой личностью с неиссякаемым желанием делать мир лучше и вспомнит, с чего все начиналось, и мысленно поблагодарит своих учителей.

Наталия КАШИНА, педагог школы №2065