- Фантазии Артура Кларка или Герберта Уэллса неумолимо воплощаются в реальность, а инженерные изобретения все как-то мельчают: в ХIХ веке гордо изобретали паровозы, в век цифровых войн - программные коды и беспроводные сети. Возможно, скоро Нобелевскую премию будут вручать за нанодевайсы, которые вживляются прямо в человеческие нервы. И совершенно очевидно, что мы учим детей будущего. Да, живем на сломе эпох, и нам совсем не зазорно учиться у детей адаптации к миру технологий.
Образование всегда менялось в угоду эпохе, чаще по идеологическим поводам, но сейчас исключительно по практическим соображениям, да и кого на глобальном рынке интересует метафизика? Родители часто спрашивают: «Зачем наши дети учат эту физику, какое-то там прототипирование?» Я говорю: «Давайте вспомним ваш мобильный телефон пятилетней давности. Теперь вы пользуетесь айфоном и с удовольствием просматриваете электронный дневник своего ребенка. Посмотрите на своего цифрового гения - дети рождаются уже с «новой прошивкой». А сколько новых знаний и компетенций требует каждый раз новый виток цивилизации!
- Как же научить ребенка в условиях такого разброса технологий? Что необходимо учитывать, выстраивая эффективную инновационную стратегию образования?
- Посмотрим правде в глаза: подстраиваться под каждый вздох инновационного рынка мы, конечно, не сможем, даже будучи участниками JuniorSkills, но мы можем максимально приблизиться, зная потребности наших детей. Поэтому важнее дать ребятам одну фундаментальную компетенцию: научить их быстро учиться. Сколько бы HR-аналитики мы ни использовали в своей работе, мы все равно не сможем заглянуть за горизонт событий и наверняка сказать, где будут работать наши ученики. Поэтому школьникам важнее уметь учиться, менять навыки, надстраивать имеющиеся более узкими «скиллами». Ребенок с детства должен быть в тонусе обучения и уметь трудиться над собой. Современные дети быстрее, логичнее, чем мы. Взгляды на жизнь у них совершенно отличаются от родительских. Они из другой Вселенной, это уже цифровые головы. Образование повсюду не только цифруется, но и конвертируется в практико-ориентированность. Теперь мы изучаем науки не через теорию, а на практике: у нас в этом году открылась Школьная академия естественных наук, есть современные цифровые лаборатории, кадры, мы договорились с институтами и колледжами, где дети могли бы осваивать профессии. Детей учат доктора и кандидаты наук - теперь в обратном направлении - начиная с пятого класса изучать химию, биологию, физику, - с «прощупывания» науки руками. Куда успешнее потом впитать теорию. Детям важно понимать, зачем все это и как применимо к жизни, а самое главное, чтобы приобретенные профессиональные компетенции дали результат и толчок к развитию в будущем.


Денис БАХАРЕВ, председатель МСД ТиНАО, директор школы №1392 имени Д.В.Рябинкина

- Денис Викторович, чему обучать детей в принципиально новых условиях, в которых оказался современный мир? Какое найдут применение в повседневной жизни все полученные в школе знания?
- Сейчас и интересно, и страшно говорить об изменениях, которые произойдут на рынке труда в ближайшие десять лет, и о профессиях будущего.
Школы ТиНАО два года назад примкнули к программе JuniorSkills - это младший брат всемирного движения WorldSkills. Это проект, который позволяет детям уже в школе получать важные в жизни умения - это и системное администрирование, и мультимедийная журналистика, и программирование, и что-то совсем прикладное - деревообработка и электромонтаж. Словом, современный взрослый мир в мини-копии. Образовательные организации округа начали обучение с пяти компетенций JuniorSkills, в этом году компетенций уже пятнадцать. Это популярно, детям нравится, родители в восторге. «Чем талантлив мой ребенок?» - уже не такой для них болезненный вопрос, к счастью, мы занимаемся выявлением талантов детей в школе, ведь каждый ребенок - гений, просто нужно уметь его правильно «готовить». Ни для кого не секрет, что овладение такими профессиональными навыками позволит подрастающему поколению более устойчиво чувствовать себя на современном рынке труда и в жизни в целом. Кстати, вместе с детьми растут и педагоги: чтобы стать экспертом классов JuniorSkills, они проходят специальную сертификацию, сами «обновляют прошивку», учатся говорить с детьми на новом языке.
- Скажите, а в динамично меняющемся мире, к которому мы готовим детей, остались какие-то константы?
- Как ребенку преуспеть в мире будущего? Нужно формировать глобальность мышления, хорошо бы знать и понимать мир, говорить на разных языках, контактировать с культурой других стран. Фрагментарное и субъективное восприятие мира сейчас не принесет успеха, любой продукт, который вы изобретаете, должен соответствовать ценностям маркетинговых систем. Поэтому человек с кроссплатформенным образованием будет очень востребован. Гуманитарий должен знать основы программирования, потому что философия ничего не стоит, пока ты не объяснишь ее ценность в условиях современной нейроэкономики и, желательно, в интерактивной презентации. Любовь к Родине, патриотизм, уважение к старшим, заботу о младших, воспитание человека, к счастью, еще никто не отменял, и этим мы тоже в школе активно занимаемся. Даже облачные технологии становятся человечнее, если их используют хорошие люди.


Алла ШУРУХИНА, директор школы №2122

- Алла Юрьевна, каким должен быть учитель в сегодняшних условиях?
- Современный учитель - это киберучитель. В идеале он должен быть метапредметен, знать комплекс дисциплин в дополнение к своему основному. Хороший учитель физической культуры, например, должен знать биологию, физиологию, биомеханику и историю, чтобы детям было интересно. Математику и физику - чтобы объяснить работу снарядов или результаты неудачного прыжка в длину, да и просто чтобы общаться с учениками на их языке, быть эрудированным, чтобы «не заполнить чашки, а зажечь свечи» своим преподаванием. А иногда и обсудить последнюю серию Adventure Times.
Профессия учителя не умрет в будущем, как многие другие, потому что учить технологиям самообучения нужно будет всегда. Даже когда образование перейдет в Сеть, только родительскими чаяниями «поставить на рельсы» дитя не получится, нужны педагогическая адекватная оценка способностей ученика и их эффективное развитие. Плюс общение - важнейший навык.
Множество профессий исчезнут в ближайшие 20 лет. Давайте посмотрим на области рынка труда, которые скоро будут остро нуждаться в специалистах.
Очевидно, в лидерах 3D-направление, которое войдет во все сферы. В медицине с биопечатью давно ведутся исследования. IT в образовании (и, честно говоря, во всех других сферах), искусственный интеллект, робототехника, биоинформатика - скоро станут реальностью такие профессии, как инженер-конструктор ДНК, биодизайнер органических объектов. Профессия «урбанист» уже сейчас актуальна в градостроительстве и очеловечивании «стальных пещер» мегаполисов.
Механические профессии будут отмирать и перерастут в хобби для креативных горожан, которые уже варят дома пиво и пекут на мастер-классах ручной хлеб в качестве развлечения. Придется проститься с бухгалтерами и переводчиками, возможно, даже термин «офисный планктон» останется в мемах начала ХХI века, потому как какой-нибудь Гугл пересадит сотрудников на дом, тем самым сэкономив на аренде, совершив ту самую децентрализацию и дав работу новым технологиям дистанционного контроля.


Наталья МОРДОВИНА, советник отдела инспектирования образовательных организаций административных округов управления государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента образования города Москвы, инспектор ТиНАО

- Наталья Игоревна, как осваиваются профессии в школах ТиНАО?
- Ученики старших классов образовательных организаций нашего округа принимают активное участие в проекте «Профессиональное обучение без границ». Обучение таким профессиям, как «оператор ЭВМ», «вожатый», «секретарь руководителя», «слесарь по ремонту автомобилей», «делопроизводитель», «исполнитель художественно-оформительских работ», «лаборант химического анализа», «мастер ногтевого сервиса», «парикмахер», «младшая медсестра по уходу за больными», «младший фармацевт», «оператор», «повар», осуществляется на базе образовательного комплекса «Юго-Запад», педагогического колледжа «Черемушки», педагогического колледжа №15, технологического колледжа №34, Московского государственного колледжа электромеханики и информационных технологий. И уже по окончании этого учебного года школьники получат свидетельства об освоении профессии. Практические занятия и производственная практика специальностей и профессий, которые требуют наличия специализированного оборудования и специального оснащения мастерских, проводятся на территории наших сетевых партнеров.
Дети одновременно обучаются в школе и осваивают профессию. Выпускники девятых классов, освоившие ту или иную профессию, вместе с аттестатом об основном общем образовании получают удостоверение государственного образца об освоении профессии.
В настоящее время данный проект реализуется в школах №2120, 2065, 1391, 1392, 2083. Кроме того, наши школы сотрудничают и с другими учреждениями профессионального образования, например, школа №2075 - с технологическим колледжем №24; школа №2083 - с Колледжем управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно», образовательным комплексом градостроительства «Столица»; школа №2122 - с Институтом среднего профессионального образования имени К.Д.Ушинского при МГПУ. Так, в октябре 2016 года на базе данной школы открыты три группы по направлениям: «младший воспитатель», «вожатый», «секретарь (делопроизводитель)». В апреле 2017 года школьники прошли аттестацию, из них более 70 процентов показали отличные результаты. В июне обучающиеся получат свидетельства о профессии с присвоением квалификации, трое обучающихся уже трудоустроены на время летних каникул.
- Есть ли уже конкретные результаты такой деятельности в ТиНАО?
- Профессиональное мастерство не остается без внимания: в ГБОУ «Школа №2120» четыре финалиста регионального этапа JuniorSkills по 2 компетенциям, ученики школы №1788 вошли в сборную школьников, которые представляли Москву на ежегодном чемпионате JuniorSkills. Чемпионат проходил с 30 октября по 3 ноября 2016 года в Екатеринбурге. В состав вошли 15 участников и семь наставников команд. Ученики школы №1788 стали призерами в номинации «Интернет вещей».
Среди учителей ОО округа есть эксперты JuniorSkills. Среди детей с особенными возможностями здоровья также существует передовой чемпионат «Абилимпикс», в котором школьники ТиНАО принимают участие. Об участии наших детей и педагогов можно говорить довольно много, мы стараемся принимать участие во всех значимых мероприятиях в образовательной и творческой среде, а профессиональная направленность теперь для нас неотъемлемая часть жизни и развития.

Корреспонденты школьного пресс-центра «Вектор» школы №2120