Спектакль в оформлении Давида Боровского лишен декораций: несколько предметов мебели в нужный момент появляются из-за мхатовского занавеса, подчеркивая сиротливую атмосферу дома. Прекрасные люди жили в нем, но время их безвозвратно ушло. Печальна Шарлотта (блестящая роль Евдокии Германовой) в клоунском гриме, слаб Фирс (как всегда безупречный Николай Чиндяйкин), забытый своими господами. Гибнут несбывшиеся мечты, но - увы! - новые надежды не идут им на смену в атмосферной постановке Адольфа Шапиро.

РАМТ: Регулярный сад
Спектакль Алексея Бородина традиционен и распланирован, как регулярный французский сад. Декорации Станислава Бенедиктова представляют старый барский дом во всех оттенках белого, что согласуется с чеховским замыслом: «В окна видны цветущие вишни, сплошной белый сад и дамы в белых платьях».
Режиссер сосредотачивается на взаимоотношениях героев. Ермолай Лопахин (Илья Исаев) предстает «тонкой и нежной душой», чья главная характеристика - очевидная влюбленность в Любовь Андреевну (Лариса Гребенщикова). Все, что делает персонаж, он делает для Раневской: пытается спасти имение, ссужает деньги, дает бесполезные советы. В этом контексте проясняется матримониальная канитель с бедной Варей (Ирина Низина). Зачем Лопахину скромная работница, когда рядом женственная помещица?
Увлекшись людьми, Алексей Бородин словно забывает о саде, обреченном умирать. В его постановке и покупка имения оборотистым дельцом, и вырубка деревьев, и вообще все деловые вопросы отодвинуты на второй план - куда-то туда, за просвечивающий белый полог, откуда раздается едва слышный стук топоров. Рамтовский спектакль убедительно и проникновенно рассказывает о сердечных порывах, а не о поступках и реалиях.


Театр им. Моссовета: Сад как бизнес-инструмент
В «деловой» версии Андрея Кончаловского центральный герой - Лопахин. Виталий Кищенко энергично и остро играет не просто жестокого дельца из сегодняшней России, а еще и человека, умеющего быть благодарным, желающего помочь другим, хотя и не в ущерб себе. Покупка сада для него не столько выгодная сделка, сколько возможность самоутвердиться, доказать всему миру, что он, сын неграмотного мужика, во многих отношениях выше и лучше «господ».
К прекрасной и недоступной Раневской (Юлия Высоцкая) Лопахин питает уважение, сдержанное сочувствие, но не любовь. Главная героиня выглядит холодновато, напоминая глянцевое фото в журнале, но в конце спектакля, оплакивая погибший сад, предстает настоящей Любовью Андреевной в глубоко индивидуальной, но трогательной трактовке.
Александр Домогаров в образе Гаева слаб, болтлив и празден. В эпизоде, когда вернувшийся с неудачных торгов герой нервно бросает: «Я с утра ничего не ел...», одной этой нелепой фразой артист передает суть образа. Выразительна и Галина Боб в роли Вари: скромная девушка, знающая в жизни только работу, сыграна очень по-чеховски - тонко и горько. Но в целом постановка Кончаловского решена в жестком деловом ключе: продажа сада - разговор о бизнесе, а не об эмоциях.

Театр им. А.С.Пушкина: Инновации в садовом хозяйстве
Спектакль Владимира Мирзоева - дерзкий вызов традициям: Лопахин (Александр Петров) удивительно молод, заигрывает и с Варей (Наталья Рева-Рядинская), и с Дуняшей (Анастасия Мытражик), не прочь выпить и покрасоваться перед людьми. Шарлотта (Вера Воронкова) выведена клоунессой без намека на душевный надлом. Герои, раздетые до нижнего белья, с драйвом танцуют энергичный танец, причем от молодежи не отстает и многолетний Фирс Михаила Жигалова: так решен эпизод вечера в барском доме.
Все внимание постановщика сосредоточено на Раневской в потрясающе точном исполнении Виктории Исаковой. Единственная, кто с самого начала понимает обреченность борьбы за имение, она приезжает не спасать, а хоронить прекрасный белый сад, где цвело ее счастье. Жесткая, резкая, нервная и духовно чистая женщина - так чиста кающаяся грешница - готова погибнуть, как дерево под ударом топора. Но именно эта жертвенность и возносит ее над остальными. Просветление и отчаяние раздирают ее душу. Финал оставляет ощущение нравственной победы героини над обстоятельствами.

Ленком: Махровым цветом

Нельзя не назвать еще одну во многом спорную постановку, представленную Марком Захаровым. Роли исполняют ведущие артисты Ленкома, но их мастерство используется режиссером своеобразно: взаимоотношения Раневской (Александра Захарова) и Лопахина (Антон Шагин) никакая не тайна, а неприкрытая чувственная страсть. Шарлотта (Анастасия Марчук) вовсю лицедействует и чуть не взрывает дом своими фокусами. Петя сыгран Дмитрием Гизбрехтом человеком с развинченной психикой и затрудненной речью.
В классическом русле играют только Александр Збруев (никчемный болтун Гаев) и бесподобный Леонид Броневой (дряхлый Фирс, бесцельно шаркающий по сцене). Но сама постановка не случайно имеет пометку «по мотивам»: действие сокращено, вольно переложено Марком Захаровым и представлено как комедия без всяких чеховских экивоков по поводу жанрового определения. Юмор разного уровня в спектакле расцветает махровым вишневым цветом. Но у театра и его худрука есть имя, которое, конечно, привлечет зрителей к просмотру этого спорного «Вишневого сада».