Ключевые слова: групповое взаимодействие младших школьников, правила работы в группе, защита групповой работы, критерии оценивания.
Наша деятельность по освоению системы РО (Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова) началась двенадцать лет назад с переходом на работу в Гармонию - школу №97. В первый учебный год большое внимание уделялось организации групповой работы и определению ее результативности. После изучения теоретического материала началась разработка уроков и внеклассных мероприятий с использованием коллективного взаимодействия. Разработки наиболее ярких работ, таких как урок конкретизации открытого способа, контроля «Что такое семя? Зачем оно растению?» по интегрированному курсу «Окружающий мир» во втором классе.
Форма данного урока-рефлексии - малая научная конференция, на которой ученики подводили итоги экспериментальной работы. Экспериментальная работа на уроках вызывает большой интерес у учеников начальной школы. Это их первые открытия! Они делают все своими руками, проверяют свои гипотезы, результаты эксперимента заносят в «листки эксперимента». А как работает мысль! Эксперимент дает пищу для самостоятельной творческой мысли. Ребята продолжали работу в каникулы. Невольно вспоминаешь слова Л.Н.Толстого: «Знания только тогда знания, когда они приобретены усилиями твоего мозга». Ученики не только проанализировали результаты проведенных экспериментов, но и вышли на следующий более высокий этап. На уроке дети показали владение умениями работать в группе, оценивать свою работу и работы других, строить выступление по заданному плану.
Примером организации группового взаимодействия может послужить урок в третьем классе по теме «Мой город», проведенный в форме ролевой игры, урок по литературному чтению.
В проектной деятельности навыки работы в группе получают свое дальнейшее развитие в освоении различных амплуа, в понимании и проявлении своих личных особенностей, при самоорганизации коллектива учеников, в свободном самовыражении, инициативном поведении наряду с уважительным отношением к мнению других, принятии разумного компромисса. Проект для младших школьников «Детская газета».
Организация групповой работы во внеурочной деятельности младшего школьника - важный фактор формирования личности учащегося, формирования самостоятельности. Примером служит ролевая игра «Джульетта».
К концу третьего года обучения учащиеся третьего класса умеют организовать работу в группах переменного состава; составляют план совместной работы в группе, продумывают этапы реализации плана и реализуют его, стремясь адекватно оценивать как свою работу в группе, так и работу одноклассников.
Сформированность названных качеств нашла отражение в проведении ролевой игры «Джульетта». Выбор игры был обусловлен следующими критериями:
- выбор игры учащимися и их родителями;
- соответствие игры возрастным особенностям младших школьников (приключения, романтика игры, соревновательность, участие каждого ученика и др.);
- возможность каждого учащегося оказаться в ситуации успеха, позитивного изменения самооценки; коррекция собственного поведения учащихся;
- имитация и решение реальных социальных событий, с которыми учащиеся сталкиваются в обыденной жизни или могут оказаться в них в будущем, имея положительный опыт решения проблем. Следующие отзывы родителей подтверждают значимость организации группового взаимодействия на формирование субъектности младшего школьника.
Ю.В.Мерзлякова:
«Максим готовился к игре самостоятельно, с огромным энтузиазмом и рвением. Ждал ответственного дела, хотел выполнить его хорошо, не подвести ребят. Стал более открытым, раскрепощенным».
В.Л.Патрушева:
«Маша стала задумываться, как одеваться. Больше стала уделять внимание своей внешности. Ей понравилось, что мальчики их оценивали как девочек. Поднялась самооценка».
Г.А.Балобанов:
«Софья сама обратилась за помощью к маме, обычно мама подталкивала к подготовке. Она хочет стать модельером-дизайнером. Такая игра нужна для повышения самооценки».
А.Л.Краснов:
«Даниил приготовил оценочные листы для всей группы жюри. Советовался с папой по поводу критериев оценки. Переживал, принесут ли картошку для конкурса. Поднялся интерес к общественной работе».
М.А.Богатырева: «Алиса не любит читать. Но в ходе работы над проектом прочитала много книг, газет».
Р.Р.Хазиева:
«Диане очень понравился конкурс «Джульетта»-2014, и она с удовольствием написала о нем».
Ф.М.Целоусова:
«Никита много рассказывал о защите проекта. Он с удовольствием участвовал во всех этапах защиты».
Л.А.Солуянова:
«Ульяне как главному редактору приходилось спорить, отстаивать необходимость той или другой рубрики, статьи».
Е.А.Кузнецова:
«С удовольствием смотрела выступление нашего класса на фестивале творчества. Несомненно, они лучшие. Хорошо, что весь класс участвовал в защите. Какие они уже большие, как много умеют!»
Отзывы о мероприятии учащихся характеризуют их как субъектов учебной деятельности.
Никита Ц.:
«Мне понравился конкурс бутербродов. Лучший бутерброд я отведал. Мне не понравилось быть фотокорреспондентом. В следующий раз я буду ведущим. Мной все командовали».
Маша П.:
«Мне понравилось, как оценивали нас мальчики. Они оценивали нас как девочек. Мальчики были очень вежливые».
Сережа Ш.:
«Я очень боялся забыть слова, смогу ли провести конкурс. Я рад, что у меня все получилось».
Ульяна С.:
«Максим Мерзляков был самым лучшим ведущим. Он хорошо выучил слова. Был уверенным, веселым. Все подготовил к конкурсам, даже взял красную папочку».
Егор К.:
«Мне понравилось быть членом жюри. Но я хотел бы быть и ведущим или конкурсантом. Маша лучше всех исполнила песню. Как настоящая артистка».
Анжелика С.:
«Мне понравился конкурс «Золушка». Он простой, и в то же время сложно разобрать столько мелких предметов».
Алиса Б.:
«Я благодарю Сережу за то, что он согласился выступить со мной, если бы он отказался, у меня бы не было номера на конкурс «Звезда эстрады».
Ксюша В.:
«Можно провести конкурс для мальчиков. Я хочу быть в жюри».
Отзывы о проектной деятельности:
А.Мальцева:
«Я увидела моих одноклассников совсем с другой стороны. Никогда не думала, что у моих друзей такие таланты».
Н. Метелев:
«Это здорово и весело!»
К.Вихарева:
«Мы много узнали друг о друге, учились уважать мнение других».
А.Богатырева:
«Пришлось много думать, читать, ходить в библиотеку, чтобы придумать статью, рубрику, чтобы удивить других. Это интересно!»
С.Шиблев:
«Мне нравится, что одноклассники слушают, о чем я говорю, и уважают мою точку зрения. В обычной жизни это бывает нечасто».
В самом начале работы в РО возникали вопросы по организации групповой работы учеников: когда целесообразно использовать эту форму взаимодействия? Как правильно организовать работу? Как научить сотрудничать внутри группы? Время шло, с практикой приходил и опыт. Работа по формированию у школьников способа взаимодействия начинается в первые дни обучения в рамках курса «Введение в школьную жизнь». Дети приобретают опыт работы в паре, группе и знакомятся с некоторыми правилами и знаками, их регулирующими: говорить можно по одному или вместе; «товарищ хочет узнать твое отношение к его точке зрения»; «хочу спросить» и др. Далее в «Методических рекомендациях по работе к букварю Д.Б.Эльконина» эта работа подробно описывается к данному уроку, к конкретному виду деятельности. «Методические рекомендации» обучают и учителя, и ученика групповым формам взаимодействия. Неуместно в данном разделе цитировать «Методические рекомендации», ограничимся лишь ссылкой на них, а целесообразнее рассказать о нашем дальнейшем опыте.
На первых этапах работы в РО критическому анализу подвергалась групповая работа. Выявились положительные стороны:
1) эффективность урока - скорость решения учебных задач;
2) благоприятные условия для учебного самоопределения;
3) навыки организаторской работы;
4) создание благоприятных условий рефлексивных способностей учащихся;
5) навыки совместной работы, коммуникативные навыки: умение слушать и понимать других, находить компромиссное решение;
6) навыки самостоятельной работы (в группе проще сделать открытие), общеучебные умения и навыки;
7) повышаются активность и  инициатива каждого ребенка, создаются условия для творчества;
8) ситуация поддержки;
9) есть возможность оценивать целесообразность групповой работы;
10) усиливается мотивация к предмету;
11) вносится разнообразие в учебный процесс и т. д.
Были выявлены и отрицательные стороны группового взаимодействия:
1) шумная работа;
2) не все включаются в работу;
3) много времени тратится на защиту;
4) большая подготовка к работе учителя (прикинуть идеи, всевозможные варианты);
5) уравниловка в оценивании;
6) детей со слабыми знаниями в группу не берут.
Для ликвидации отрицательных сторон групповой работы было предложено ребятам разработать правила работы в группе. Ученики нашего класса сформулировали следующие правила работы в группе:
1) говорить вполголоса;
2) выслушивать всех;
3) говорить по очереди;
4) любые идеи аргументируются, доказываются.
Учителю нужно внимательно отслеживать тех, кто не включился в работу. Групповая форма используется по выбору формы работы над поставленной задачей по желанию учеников, при ограничении времени, сложности задачи, которую могут решить только в группе. Требование при защите: говорить конкретно, кратко, основное, две минуты для защиты или выступления. Оценивали работу группы в целом, оценивали руководителя и других членов группы. Недоброжелательность с течением времени ликвидируется, при систематической групповой работе все ученики включаются в группы, но это и не обязательно, если ребенок хочет работать самостоятельно, можно ему позволить (почему бы и нет?). Перед защитой обговариваем критерии оценивания:
1) умение четко сформулировать идею;
2) четкая аргументация;
3) логика изложения (вступление, основная идея, вывод);
4) речевая культура (доступно, понятно).
Правила работы в группе могут быть дополнены при необходимости в зависимости от особенностей данного коллектива. Критерии оценивания можно изменять, когда необходимо.

Вывод

Становление учащегося как субъекта его собственной деятельности происходит благодаря увеличению удельного веса самостоятельности коллективного и индивидуального субъектов, что достигается организацией группового взаимодействия. Таким образом, групповые формы организации деятельности способствуют максимальному раскрытию способностей ребенка для решения конкретной учебной задачи.

​Александра ПРОШЛЯКОВА, учитель начальных классов, Международный образовательный комплекс «Гармония - школа №97», Ижевск, Удмуртская Республика