- Сергей Александрович, по каким направлениям ведется обучение?
- Наш филиал ориентирован на подготовку управленческих кадров новой формации, способных не только генерировать новые идеи, но и оперативно решать задачи по обеспечению инновационного развития общества. Сегодня вуз реализует образовательные программы высшего образования по шести направлениям подготовки бакалавриата: «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом», «Экономика», «Прикладная информатика», «Юриспруденция», по трем направлениям подготовки магистратуры: «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом», «Юриспруденция» и одной, еще сравнительно новой, но уже востребованной и перспективной специальности «Экономическая безопасность». Образовательная деятельность у нас осуществляется по очной и заочной формам обучения. За 18 лет своего существования Брянским филиалом подготовлено более четырех тысяч конкурентоспособных и адаптивных управленческих кадров для государственного, общественного и частного секторов. Сегодня в филиале обучаются почти две тысячи студентов.
- Чем Президентская академия отличается от других вузов? Кто и как учит будущих выпускников?
- Мы отличаемся от классических вузов тем, что ориентируемся на образование для взрослых, тех, у кого уже есть высшее или среднее профессиональное образование. Второе отличие - заведующие кафедрами и значительная часть преподавателей не только имеют ученые степени, ученые звания, но и значительный опыт работы в органах государственной власти и местного самоуправления. Также к образовательному процессу мы активно привлекаем представителей органов государственной власти и местного самоуправления, руководителей различных организаций. Важно, когда в аудиторию приходит преподаватель, который не только на теоретическом уровне может что-то моделировать, предложить разные гипотезы, а активно сочетает теоретическую подготовку с практической. Наши преподаватели активно используют в работе со студентами инновационные формы, образовательные технологии, такие как тренинги, кейс-стади, «мозговые штурмы» и др. Значительная часть занятий проходит в активной и интерактивной формах и имеет практическую направленность. Для ректора нашей академии доктора экономических наук, профессора Владимира Мау принципиально важно, чтобы филиал в регионе тесно сотрудничал с органами власти не только по вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, но и по осуществлению прикладных научных исследований и разработок в социально-экономической и гуманитарной сферах.
- Где студенты проходят практику, как они себя зарекомендовали?
- У филиала сложились не только партнерские, деловые, но и дружеские отношения со всеми ветвями власти, ведущими организациями и предприятиями региона. Сегодня вузом заключено более ста договоров на проведение практик. Студенты проходят их в правительстве Брянской области, областной Думе, городской администрации, администрации муниципальных районов области. Сегодня они практикуются и в Управлении Федеральной налоговой службы России по Брянской области, в других территориальных управлениях федеральных органов власти, в судах разных инстанций и т. д. У нас неформальный подход к практикам. По их итогам мы анализируем представленные нам анкеты. Вопрос о практиках систематически рассматривается на ученом совете филиала и на заседаниях кафедр. С учетом этого ежегодно корректируются темы как курсовых, так и выпускных квалификационных работ. Важным является и то, что тема будущего дипломного проекта выпускника сначала разрабатывается на уровне реферата, затем она перерастает в курсовую работу, а потом и в дипломный проект. Для нас значимо, когда студент несколько лет работает над какой-либо проблемой, основательно ее прорабатывая. Все это способствует получению высокопрофессионального специалиста на выходе из филиала. Студенты, которые успевают в учебе и себя хорошо зарекомендовали во время прохождения различных практик, как правило, трудоустраиваются сразу после вручения дипломов. Приятно сегодня видеть наших выпускников в правительстве Брянской области, в Брянской областной Думе, Брянской городской администрации, в муниципальных образованиях, организациях как государственного, так и частного секторов.
- Кто обычно поступает в ваш вуз?
- Более половины наших студентов очной формы обучения можно отнести к категории малообеспеченных. Не случайно у нас в филиале существует Центр воспитательной, социально-педагогической работы и творческой деятельности. У нас учатся дети из неполных семей, дети-сироты, а также дети, воспитываемые опекунами. Поэтому в филиале разработана и действует гибкая система скидок, которая дает возможность студентам, обучающимся за счет собственных средств, получить значительное снижение оплаты за обучение по разным основаниям. Я пришел работать в филиал преподавателем в 2002 году. В первый свой приход в аудиторию в качестве преподавателя я испытал, как говорится, культурный шок: самый молодой студент выглядел лет на 40. Были и те, кому уже 50, а кому и «за». Сейчас контингент обучающихся по заочной форме значительно помолодел, среди них в основном студенты до 30 лет! Кому 40 и больше - единицы, хотя тоже есть.
- Какими компетенциями обладают ваши выпускники?
- Каждая образовательная программа обеспечивает формирование целого ряда компетенций - общепрофессиональных, профессиональных, универсальных. Более того, в соответствии с образовательными стандартами каждая дисциплина учебного плана обеспечивает формирование определенных компетенций в структуре образовательной программы. Сегодня в соответствии с собственными стандартами академии каждый преподаватель обязан разработать рабочую программу своей дисциплины с матрицей компетенций и этапами их формирования. Выпускники постепенно овладевают целым рядом компетенций в зависимости от направления подготовки (специальности) и их направленности (профиля). Важным является и то, что подготовка в вузе осуществляется не только в соответствии с образовательными, но и профессиональными стандартами, что позволяет значительно усилить практическую направленность всех образовательных программ.
- Во многих организациях царят уныние и застой из-за крайне непрофессионального руководства. Как в вашем вузе решают эту проблему?
- Выпускник, который решил профессионально служить государству, должен не только осознавать весь груз возложенной на него ответственности, но и быть готовым подчинить свои личные интересы общественным, руководствоваться исключительно принципами законности и справедливости, подходить к решению любой задачи с особым пониманием долга и чести. Именно этому мы учим наших студентов. Да и до государственной итоговой аттестации могут быть допущены только те студенты, которые в полном объеме освоили образовательные программы, у которых нет пробелов во время проведения промежуточных аттестаций на всех курсах обучения.
- Сергей Александрович, есть ли среди успешных учеников те, кто предпочел создать собственный бизнес?
- Да, среди выпускников есть те, кто стал успешным предпринимателем. Прежде всего это выпускники заочной формы обучения, которые пришли к нам учиться, имея уже высшее или среднее профессиональное образование, а также опыт работы.
- А вообще все ли выпускники работают по специальности?
- Сегодня проблема трудоустройства по специальности в целом существует у многих выпускников вузов. Думаю, что практика советского времени распределения на работу рано или поздно вернется, может быть, не в том варианте, но похожее что-то, наверное, будет. Если говорить о профильности трудоустройства, то точной статистики нет... У нас в филиале есть Центр карьерных технологий, который ежегодно мониторит эту ситуацию. Как показывает практика, значительная часть наших выпускников работает по специальности. Сегодня среди официально зарегистрированных безработных их нет. Если только кто-то сам решил временно не работать. Более того, выпускники нашей академии уже не один год занимают первое место по уровню зарплаты в стране.

Брянск