Только факты

В 2017 году второй год подряд в конкурсе принимают участие учителя из всех 85 регионов страны.
В этом году средний возраст участников - 36 лет, это на год меньше, чем в 2016 году.



День первый. Проигравших нет
- Двадцать восемь лет назад «Учительская газета» придумала конкурс «Учитель года России», - такими словами открыл семинар главный редактор «УГ», заместитель  председателя оргкомитета Всероссийского конкурса «Учитель года России» Петр Положевец. - В истории конкурса были разные времена, даже Солженицын говорил, что «учителю негоже соревноваться». Но конкурс живет, и, надеюсь, если не 100-летний, то 50-летний юбилей обязательно отметит.
 Петр Григорьевич также напомнил, что через 7 лет «Учительской газете» будет 100 лет, и что примечательно, в ее первом номере есть замечательные слова Ушинского: «Учитель  перестает быть учителем, если перестает учиться». Главный редактор «УГ» также отметил,  что два года назад «Учительская газета» учредила специальный приз имени Геннадия Селезнева, ведь конкурс всегда следовал курсу, заданному Геннадием Николаевичем, - поддерживать учителя, новые учительские таланты.
- Желаю вам открывать новое в мире, в себе и в своих учениках, - обратился к конкурсантам Петр Григорьевич. - И всегда помните: в этом конкурсе нет проигравших, даже если вы стали шестнадцатыми...
Приветственные телеграммы  участникам семинара прислали председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Зинаида Драгункина и заместитель  председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина, а также заместитель Председателя Правительства России Ольга Голодец.
Выступление  заместителя министра образования и науки РФ, заместителя председателя оргкомитета Всероссийского конкурса «Учитель года России» Татьяны Синюгиной было посвящено актуальным направлениям государственной политики   РФ в сфере образования. Татьяна Юрьевна  подчеркнула, что для всех уровней образования приоритетными являются доступность образования, его качество и кадровая обеспеченность.
- В сфере дошкольного образовании мы создали мощный задел, чтобы работать в доступном режиме, - отметила Татьяна Синюгина. - Система неоднородна, поэтому результативность разная. Заместитель министра и посоветовала участникам семинара «интересоваться многим в образовании».  Профессиональная траектория причудлива, проверено лично, иногда не знаешь, чем будешь заниматься через год.
Говоря об учебниках, Татьяна Юрьевна отметила, что должны остаться право выбора и вариативность.
Перейдя к теме кадров в образовании, заместитель министра сообщила, что сегодня в России более миллиона человек работают в системе общего образования, и очень радостно, что в школу приходят мужчины. В вопросе кадров, по словам замминистра, есть над чем работать, в частности над профориентацией:
- Мы стали учителями, потому что перед нами  был образ великого учителя. Желаю, чтобы как можно больше влюбленных в профессию учителей  пришли в систему образования благодаря вам.
Татьяна Синюгина подчеркнула, что учительский труд должен быть оплачен достойно, но не априори, потому что учитель заходит в класс. К сожалению, аттестация перестала быть главным критерием повышения зарплаты, хотя и остается одним из ключевых. Замминистра  сообщила, что сейчас прорабатывается новая модель аттестации, которая будет апробирована среди учителей русского языка и  литературы в 13 регионах. Главным в этой модели станут предметная оценка и серия открытых уроков.
- Мы уменьшим часть, связанную с бумагами и подтверждениями, - пообещала Татьяна Юрьевна.
Говоря о конкурсе «Учитель года России», замминистра отметила, что это состязание играет огромную роль в неформальном повышении квалификации.
В первый день семинара перед конкурсантами выступила также заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования Татьяна Куприянова, заявившая, что одна из важнейших задач профсоюза  - повышение качества жизни российских педагогов.
- Семинар накануне Всероссийского конкурса - это своеобразный пролог, после которого начинается само действие - конкурс. В этой вводной части, как в хорошем художественном произведении, передаются общий смысл сюжета, основные его мотивы, - отметила, выступая перед конкурсантами, первый заместитель главного редактора  «Учительской газеты», член Большого жюри конкурса Ирина Димова. -  Главный стержень семинара - конечно, стратегия и тактика конкурса в 2017 году, целостное их представление, погружение педагогов-участников в мир смыслов и ценностей конкурса, которые он несет изначально. В основании стратегии есть три кита, три составляющие - учитель-профи, учитель-мастер, учитель-лидер, которые лежат в основе концепции продвижения и отбора конкурсантов к финальному аккорду конкурса. Мне бы хотелось кратко и образно выразить идею конкурса - мы ищем Моцартов в педагогике. Конкурс «Учитель года России» не определяет лучшего, он создает ситуацию, в которой можно проявить себя и приобрести бесценный опыт...
Перед конкурсантами также выступил ректор АПК и ППРО, член оргкомитета Всероссийского конкурса «Учитель года России» Евгений Малеванов, отметивший важность профессионального развития педагогов.
- Гостеприимный Сочи  готов к встрече с вами, - обратилась к конкурсантам заместитель министра образования, науки и молодежной политики Краснодарского края заслуженный учитель Кубани, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-1997 Елена Воробьева. А Светлана Пинязева, директор средней школы №100 города Сочи, где будет проходить конкурс, подробно рассказала о своей школе, а также о том, что и дети, и учителя с нетерпением  ждут встречи с конкурсантами.

День второй. «Учитель, врач, священник - призвание, так было, есть и будет»
Почувствовать себя в роли учеников, сдающих ОГЭ и ЕГЭ, конкурсантам довелось на второй день семинара.
- До прошлого года тема эссе звучала одинаково - «Я - учитель». Работы присылались в заочном режиме, мы, конечно, уважаем каждого, но тем не менее прекрасно понимаем, что в такой ситуации эссе было продуктом коллективного творчества. Поэтому и решили перевести процедуру написания эссе в очный формат, нам важно увидеть индивидуальность каждого, -  отметил главный редактор «УГ»  Петр Положевец.
После согласования с Минобрнауки РФ и профсоюзом была отобрана 21 тема из большого списка, а вот окончательный выбор сделали сами конкурсанты. Ровно в восемь утра Петр Положевец  пригласил тянуть жребий самого опытного  конкурсанта этого года - учителя физкультуры из Владивостока Валерия Думлера (его стаж - 37 лет) и самую молодую конкурсантку (стаж - 2 года) -  Марию Каримову, учителя английского языка из Уфы. Из мешка с 21 бочонком для игры в лото вытащили номер 4. Тема звучала так: «Человек, благодаря которому я стал учителем».
...Учителя, которых разделили на пять групп, писали эссе в течение пяти часов, причем в условиях почти как на ЕГЭ - без телефонов и прочих подручных средств. Сдать работу можно было и раньше, не обязательным был и объем в шесть страниц. Главное, как отметил накануне во время своей лекции-консультации абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2012 Александр Демахин, чтобы в эссе был виден личный опыт педагога...
О конкурсном испытании «Интернет-ресурс» рассказали  учитель информатики из Подмосковья, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2013 Андрей Сиденко и победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015, учитель физики и информатики из Липецка Алла Волкова. Примечательно, что, помимо всего прочего, Сиденко сообщил  о скрытых угрозах сети Интернет,  а также о повальном увлечении молодежи компьютерными играми.
Как подготовиться к самому важному  конкурсному испытанию - уроку, показали и рассказали такие мэтры, как лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2011 учитель математики гимназии №1520 имени Капцовых Алексей Доронин и абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2003 директор гимназии №166 Санкт-Петербурга Игорь Карачевцев.
- Главное - вы должны раскрыть свой профессиональный потенциал, - считает Доронин, - и, конечно, у вас должен быть интересный индуктор.
Также Алексей Доронин посоветовал избегать ошибок в предметном содержании.
Игорь Карачевцев признался,  что любит показывать на своих уроках видеофрагменты, и заинтриговал конкурсантов отрывком из фильма Карена Шахназарова «Всадник по имени Смерть». Кроме того, Игорь Альбертович порекомендовал выделять главную линию урока...
Кульминацией второго дня семинара стала встреча с министром образования и науки РФ Ольгой Васильевой. У конкурсантов была возможность задать Ольге Юрьевне все интересующие их вопросы. Так, учитель истории и обществознания из Хабаровского края Сергей Ляшко спросил, увеличатся ли часы на историю в связи с введением обязательного ЕГЭ по этому предмету в 2020 году.
- У нас странным образом история Отечества заканчивается десятым классом... Одни считают, что нужно продолжить ее до 11-го класса, а другие - что историю ХХ и ХХI  веков нужно включить в блок «Россия в мире». Я все-таки за продолжение курса отечественной истории, - сказала министр.
- Обучение и воспитание - это услуга. Об этом говорится на протяжении нескольких лет. Но говорится и о том, что нужно такое положение дел менять. Делались ли какие-то шаги в этом направлении на законодательном уровне? - спросил Ольгу Васильеву  учитель математики из Казани Алмаз Хамидуллин.
- В Законе «Об образовании в РФ» так и есть: образование - услуга. Но на самом деле  социальная сфера в терминах услуг рассматриваться не может. От этого словоупотребления и пошел крен в сознании - раз мне предоставили услугу, значит, я могу чего-то требовать.
- Учитель, врач, священник - призвание. Так было, есть и будет. В нормальных коллективах и городах отношение к учителю хорошее, но издержки есть всегда. А воспитание и обучение - это воспитание  и обучение, - подвела итог министр.

День третий: спираль Фибоначчи
День третий запомнился яркими лекциями-консультациями  профессора кафедры профессионального развития педработников Института дополнительного образования Андрея Иоффе и Елены Пахомовой из АПК и ППРО о том, как подготовиться к методическому семинару. Андрей Наумович также рассказал о  таких сложных конкурсных испытаниях, как «Педагогический совет»  и «Образовательный проект». С обзорной лекцией  об организации развивающей среды на уроке выступил  известный во всем мире ученый - профессор кафедры проектирующей психологии и педагогики Института психологии имени Л.С.Выготского доктор психологических  наук Витольд Ясвин.
Эксперт аппарата Общероссийского профсоюза образования финалист конкурса 2002 года Раис Загидуллин рассказал об основах общей культуры конкурсанта, ознакомив с технологией подготовки и участия в федеральном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года России».
От  победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2016 Максима Рыжова, преподающего биологию в гимназии №619,  участники семинара узнали, что такое WOW-эффект.  Биология - это не только интересно, это захватывающе! Свои мастер-классы также показали учитель математики из Санкт-Петербурга Вадим Соломин и учитель английского языка из подмосковного Пущино Мария Ахапкина.
Учитель - это и режиссер, и актер в одном лице. Об этом еще раз напомнили мастер-классы абсолютного победителя конкурса «Учитель года России»-1992 Артура Зарубы и мастер-класс абсолютного победителя прошлого года Александра Шагалова из города Армавира.
Артур Викторович один из первых победителей конкурса, Александр еще совсем молод, но их объединяет отношение к уроку как к искусству.
Что общего у математики и музыки? На первый взгляд, казалось бы, ничего. Однако на самом деле все в мире взаимосвязано. Захватывающий мастер-класс Артура Зарубы о таинственных числах Фибоначчи, лежащих не только в основе земной жизни, но даже и Млечного Пути, участники семинара смотрели не отрываясь.
«Вглядываясь в снимки прошлых лет» - так назвал свой мастер-класс Александр Шагалов и сумел соединить воедино литературу, историю, музыку. Век ХIХ и ХХ. Его излюбленный прием - обращение к исторической фотографии, записям голосов классиков - имел колоссальный эффект,  ведь это попытка преодолеть саму смерть...

День четвертый. Учите сомневаться
За четыре дня конкурсанты сдружились, ведь помимо лекций и консультаций были и тренинги, и поэтические вечера. Особо запомнились вечера Артура Зарубы и Олега Парамонова, абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России»-1993.
В последний день семинара конкурсант из Москвы, учитель биологии школы №171 Иван Смирнов,  пригласил всех коллег в свою школу, чтобы показать, как и чем живет московское образование.
...Итоги семинара подвел заместитель председателя оргкомитета Всероссийского конкурса «Учитель года России», главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец. Петр Григорьевич сказал, что в эти минуты он размышляет о том, что представляет собой настоящий учитель, и приходит к выводу, что этот образ вечен и неизменен. Всегда и везде это тот, кто делает свое дело...
- «Я прикасаюсь к будущему. Я учу» - это высказывание  Кристы Маколифф, американского астронавта, первого учителя на орбите. Вы точно так же прикасаетесь к будущему, вы строите это самое будущее... Кто-то из выступавших говорил: «Не надо сомневаться!», а я призываю, прошу, желаю вам сомневаться, критически смотреть на мир...  Учите сомневаться и своих детей, учите их высказывать свое критическое мнение.  В этом и состоит миссия учителя - научить критически смотреть на мир и защищать свою позицию. А мы постараемся защитить вас, если вам это потребуется, - сказал он.
Подробнее о ходе семинаре читайте на сайте «Учительской газеты» www.ug.ru.

Вадим МЕЛЕШКО (фото)