Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ:
- Действительно, двукратная разница в доходах молодого специалиста и опытного педагога с большим стажем недопустима. В этом президент абсолютно прав. При этом у учителя должна быть мотивация повышать свой профессиональный уровень. Общероссийский народный фронт последовательно выступает за введение прозрачной единой системы оплаты труда педагогов, привязанной в том числе к Национальной системе учительского роста. Учителя часто не понимают, из чего и как формируется их зарплата, и таких достаточно много - 21,6%. Ведь систему оплаты труда каждая школа устанавливает на свое усмотрение...  
Российские педагоги часто высказывают недовольство по поводу того, что их реальная зарплата гораздо ниже той, о которой сообщает официальная статистика. А те, чья зарплата более-менее дотягивает до официальной, отмечают, что это достигается за счет колоссальной нагрузки. Поэтому в начале 2017 года мы провели отдельный мониторинг, чтобы  сравнить данные Росстата и данные учительских «квиточков». В общей сложности пообщались с 5000 педагогов. Разница, конечно, есть, в отдельных регионах она составляет не 5-10%, а 20-23% от официального уровня.
Если говорить конкретно об Иркутской области, мы увидели среднюю зарплату учителя в 22814 руб. Оклад при этом в основном колеблется на уровне 7-9 тыс. рублей, редко кто сообщал о 19, 20 тысячах рублей. При этом, по данным Росстата за январь-март 2017 года, средняя зарплата учителя в Иркутской области - 31937 руб. при средней зарплате в регионе 30631 руб. Нужно принять во внимание, что при расчете средней заработной платы Росстат учитывает все возможные выплаты, в том числе компенсации коммунальных услуг для сельских учителей, компенсации проезда и т. д. В результате целевой показатель по средней заработной плате достигается, хотя сами педагоги считают, что включать в него стоимость их «социального пакета» недопустимо.
Многие учителя сообщали, что перестали получать надбавку за качество работы, а ведь именно она должна была стать основным стимулом повышения профессионализма, расширения видов и форм работ с детьми. В итоге новая система оплаты труда в целом в стране из механизма стимулирования учителей к профессиональному росту стала способом доведения средней зарплаты учителей до средней по экономике. Самым говорящим показателем должна быть оплата за ставку педагогической работы, которую и следует доводить до средней по региону, а система надбавок должна быть понятной, прозрачной и действительно стимулирующей к профессиональному развитию.  

Татьяна КЛЯЧКО, директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, доктор экономических наук:
- Все проблемы были заложены, когда было принято решение повышать именно среднюю зарплату учителей, поскольку если это средняя цифра, то кто-то должен получать больше, а кто-то -  меньше. Если зарплата молодого учителя 16 тысяч рублей, то у опытного она может составлять и 48 тысяч.
Повышение зарплаты молодых учителей может быть достигнуто либо за счет увеличения бюджетных расходов на школьное образование, либо путем перераспределения зарплат внутри педагогических коллективов.  Ожидать, что региональные бюджеты и дальше увеличивать расходы на школу, трудно. Многие субъекты Федерации в долгах. Рассчитывать, следовательно, можно только на федеральный центр.  Если федеральный центр выделит деньги - хорошо. В противном случае задача практически не решаема, ведь при перераспределении учительской зарплаты внутри школы необходимо понимать: если мы хотим поднять зарплату молодых учителей, например, до 20 тысяч рублей, то сделать это можно только за счет ухудшения положения тех, кто получает больше. То есть, по сути, урезать зарплаты опытных педагогов.  А директора школ, как правило, предпочитают держаться за опытных учителей, а не  молодых. Таким образом, чтобы сократить большую разницу в зарплатах учителей, сначала надо выполнить первое условие - дать школе больше денег. И уже затем постепенно повышать зарплату молодых учителей.
Есть опыт некоторых стран СНГ, где молодым учителям со степенью магистра стали платить больше, и это в итоге привело фактически к забастовке педагогов со стажем. Они стали отказываться от части своей нагрузки (а раньше они работали на 1,5-2 ставки), и молодые учителя, вынужденные брать больше часов, просто не выдерживали и стали уходить из школы. В результате все вернулось на круги своя.

Мария КАРИМОВА, учитель английского языка, победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2017,  Уфа, Республика Башкортостан:
-  Первые годы работы в школе особенно важны: начинающий учитель адаптируется, ему необходимо время на более тщательную подготовку материалов. Но молодой профессионал вынужден набирать как можно больше часов, дабы прикрыть «яму» в своем бюджете. Даже когда человек влюблен в свое дело и предан ему, подобные условия могут сломать его, ведь речь идет и о физическом состоянии тоже. Молодежь нуждается в поддержке, ощущая ее, через пару лет мы расправим крылья. Будучи опытнее и имея хорошие наработки, мы сможем брать еще больше часов, но это уже не будет сказываться на качестве.

Ирина ЖЕРЕГЕЛЯ, лауреат областного конкурса «Учитель года»-2017, учитель русского языка и литературы Бутурлиновской средней школы, Воронежская область:
- Различия в зарплатах, разумеется, есть. Тем, у кого высшая категория, доплачивают, и они получают больше, чем молодые специалисты без категории, которые недавно работают в школе. Это естественно, иначе непонятно, зачем сдавать на категорию, если за это нет прибавки. А то, что у начинающих педагогов маленькая зарплата, - это вопрос другой. Конечно, ее надо повышать с  помощью различных надбавок или выплаты «подъемных». У начинающего учителя часов немного, потому что он только учится работать. Доплаты за стаж у него тоже нет. То есть он получает «голую» ставку, насколько я знаю, в общей сложности выходит около 10 тысяч рублей.

Ирина К., директор школы, Кировская область:
- Не нужно устанавливать соотношение, нужно установить нормальную (адекватную времени и ценам) минимальную ставку, чтобы начинающий учитель мог на нее прожить. Дать молодому две и даже полторы ставки - это самоубийство. Я, например, как руководитель никогда на это не пойду, потому что ответственность будет целиком на мне. Я бы вообще в первые три года не давала больше 15 часов. Но обязала бы начинающих ходить на уроки к лучшим учителям и анализировать лучший опыт. С ними нужно работать как минимум три года, чтобы довести их до ума. А не загружать работой, которую они не в силах выполнить качественно.

Татьяна КУПРИЯНОВА, заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования:
- На сегодняшний день заработная плата конкретного работника зависит от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы. Однако существуют значительные различия в оплате труда работников одной и той же квалификационной группы как между регионами, так и между однотипными организациями в одном регионе. Это связано, как известно, с тем, что с 2005 года вопросы по установлению размеров и условий оплаты труда работников учреждений, финансовое обеспечение которых осуществляется из бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов, федеральными законами отнесены соответственно к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Для того чтобы молодые учителя могли зарабатывать больше, отдельные органы государственной власти субъектов РФ принимают решения об установлении единовременных подъемных выплат, ежемесячных доплат к ставкам зарплаты (должностным окладам), надбавок, грантов, бесплатного проезда на городском транспорте. Но эти меры не носят обязательный и системный характер по всей стране, поэтому не являются достаточными.
Необходимо принятие на федеральном уровне решений, устраняющих существенные различия в принципах и подходах к регулированию системы оплаты труда работников, выполняющих одни и те же трудовые функции. В первую очередь необходимо в соответствии с Указом Президента РФ №597 принять меры по установлению на федеральном уровне базовых ставок и окладов как гарантированной части заработной платы педагогов государственных и муниципальных учреждений независимо от состояния региональных бюджетов.