Валентина АЛЕКСАНДРОВА, директор школы села Опеченский Посад Боровичского района:
- Средняя зарплата наших учителей по школе - 23120 рублей. У каждой школы  свой целевой показатель средней зарплаты педагогических работников, которого она должна достичь. Мы план в этом отношении выполняем! Больше всего получает преподаватель математики и информатики с высшей квалификационной категорией и нагрузкой 33 часа - 28251 рубль. Меньше всего - 15000 рублей - учитель физической культуры с шестилетним стажем работы без квалификационной категории при нагрузке 28 часов. Нужно отметить, что дополнительно наш физрук ведет секции от спортивной школы, что позволяет ему еще заработать 5000 рублей к зарплате.
В нашей школе введено пять видов платных услуг. Помимо подготовки будущих первоклассников это услуги по внеурочному преподаванию английского языка, математики, чтения, дополнительной подготовке к ЕГЭ. Ведя соответствующие кружки, преподаватели могут повысить свою зарплату. Прейскурант в таких кружках низкий - одно занятие стоит 75 рублей, так что для родителей наших школьников это приемлемо.
Учителя получают прибавку к зарплате и за счет стимулирующего фонда заработной платы. Он в свою очередь зависит от количества детей в школе, здесь действует принцип подушевого финансирования. В этом отношении мы, конечно, не можем сравниться с городскими школами, так как у нас количество детей в школе - 108 человек. Но радует пополнение! В нынешнем учебном году к нам пришли 17 первоклассников! Обычно их было 6-10 человек ежегодно. Прогнозируется, что через год у нас будет уже 21 первоклассник!
Из-за небольшого количества детей самое слабое звено сельской школы - вознаграждение за классное руководство. Если в классе набирается комплект из 14 человек, классный руководитель получит выплату в размере 1000 рублей. Если ребят будет, например, семеро, то надбавка составит всего 500 рублей. А у нас в школе, к сожалению, только четыре класса, где 14 и более человек.
Стимулирующие выплаты учителя могут получить и за работу с детьми, побеждающими на олимпиадах, в конкурсах. Вопреки распространенному мнению, сельская школа здесь вполне может составить конкуренцию городской. Так, два года назад наша ученица Валентина Страхова стала победительницей заключительного этапа Всероссийской олимпиады по праву. У наших детей есть призовые места на областных олимпиадах. Секрет в том, что при небольшом количестве детей в классе можно работать с каждым практически индивидуально, что тоже можно считать плюсом сельской школы.
В Боровичском районе бывают вакансии, когда специалистам предлагается муниципальное жилье. Это еще один плюс для педагогов.
В нынешнем году из шести выпускников нашей школы трое выбрали педагогические профессии. Одна выпускница воспользуется целевым направлением, чтобы впоследствии вернуться в родную школу учителем. Целевое направление - еще одна важная возможность для будущих учителей, которую может использовать сельская школа, дав абитуриенту шанс поступить в вуз по особому конкурсу. Две выпускницы решили поступать в Боровичское педагогическое училище и тоже впоследствии вернуться к нам. Это подтверждает жизнеспособность сельской школы.

Ирина М., учитель математики, Новгородская область:
- В прошлом году фонд стимулирующих выплат в нашей школе был уменьшен. Мы получали буквально сотни рублей надбавок. Начиная с января 2017 года положение изменилось к лучшему. Сейчас лично у меня сумма всех надбавок в месяц составляет 2000 рублей. При этом моя зарплата чуть больше 20000 рублей, после выплаты подоходного налога остается 18000. Мой стаж работы - 27 лет. Нужно отметить, что моя нагрузка - 36 часов в неделю. Конечно, я занимаюсь проверкой тетрадей, беру классное руководство, заведую методическим кабинетом. Фактически все учителя нашей школы взяли по две ставки в этом учебном году. Так мы делаем уже много лет подряд, иначе денег получается мало.
Наши педагоги, в том числе и я, молчим, не разбираемся, почему вдруг исчез фонд надбавок и откуда он снова взялся. Дело в том, что мы боимся потерять работу, для села наши зарплаты очень даже большие, а другой работы для нас тут нет. Вообще трудоустроиться на селе практически невозможно. Учителя здесь одни из самых «богатых» людей. Вот потому и не высовываемся. И очень прошу вас, не надо разбираться, приезжать, меня тогда точно уволят!

Татьяна КИРОВА, учитель английского языка, Новгородская область:
- Я начинающий учитель, живу на селе. Поэтому мне дали надбавку в 5000 рублей, платят ежемесячно. Получаю пока примерно 15000. Я работаю уже третий год, надбавку выплачивали регулярно. Моя специальность весьма востребована на селе, учителей иностранного языка здесь не хватает. Поэтому мне в качестве льготы от школы дали комнату, и за нее не нужно платить коммунальные. Меня это устраивает. Я, по сути, экономлю ежемесячно 3-4 тысячи рублей, которые тратила бы в другой ситуации на содержание жилья. Так что зарплату можно считать по-разному.

Светлана К., учитель русского языка и литературы, Солецкий район:
- Я сама ушла из школы, где получала большую зарплату. Это была городская школа, и число учеников в каждом классе примерно равнялось 25. А здесь у нас в деревне  классы, где учатся
от 3 до 10 ребятишек. Так приятно с ними работать! В городской школе, признаться, у меня не заладилось с дисциплиной. Невозможно без потери нервов установить тишину в классе с 25 учениками. Пришлось выбирать - или здоровая психика, или деньги. Я приняла решение сберечь нервы. Понимаю, что люди все разные, и кому-то, может быть, наоборот, не понравятся условия работы в нашей деревенской школе с тремя учениками в классе. Некоторым педагогам скучно, если детей мало. А по мне, все наоборот!

Анастасия Л., учитель математики, Новгородская область:
- В нашей сельской школе учатся 70 ребят. Раньше фонд стимулирующих выплат был равен 50000 рублей. Но, когда из школы ушли трое детей, фонд почему-то сократился до 30000. Я сама учитель математики, но не могу понять, по какой формуле произошло такое сокращение денежного фонда. Наша бухгалтер специально приходила к учителям на собрание, объясняла, почему так произошло, но мы не поняли. Почему фонд сельской школы зависит от количества учеников в образовательном учреждении? Я считаю, это несправедливо. Ведь качество работы конкретного учителя не меняется в зависимости от того, сколько учеников сидит за партами - двадцать пять или пять...

От редакции

Судя по описанным ситуациям, зачастую благополучие учителей в сельских школах зависит от эффективной работы школьной администрации. Если учитель боится потерять работу и не спрашивает, от чего зависит его заработная плата, если принцип формирования зарплаты педагогам непонятен - это прямая вина директора школы. Директор образовательного учреждения, где стимулирующий фонд заработной платы и расчет зарплат прозрачны, никогда не скрывает информацию об этом, в том числе, заметим, и от СМИ. Грамотная работа школьной администрации позволяет увеличивать заработную плату учителей, например, за счет платных услуг даже в сельской школе. Ждем от вас, уважаемые педагоги всех регионов, писем и сообщений о том, какова заработная плата в ваших школах и что делают ваши директора и местные власти для того, чтобы вы жили лучше:  uchitelskaya.gazeta@ gmail.com.

Средняя заработная плата педагогических работников образовательных учреждений общего образования за I квартал 2017 года, руб.