О том, что конкурс пользуется популярностью, говорит растущее число участников. Например, если в прошлом году организаторы конкурса получили 122 заявки, то в 2017 году их было уже 152. Помимо участников из разных регионов России в число конкурсантов вошли специалисты ДОО из Армении, Беларуси, Казахстана и т. д., а также студенты санкт-петербургского педагогического колледжа №1 им. Н.А.Некрасова. Как считает председатель жюри конкурса кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена Вера Деркунская, внимание к «Мастерству без границ» обусловлено тем, что педагоги-дошкольники давно нуждаются в своем профессиональном сообществе.
- Сегодня профессиональное сообщество необходимо, как никогда, - говорит Вера Деркунская. - То, что оно может приобрести международный формат, просто замечательно, потому что нам есть чему поучиться друг у друга, а также организовать благодаря этому объединению различные совместные проекты. Наши гости из стран СНГ всегда показывают интересный опыт, и их активность в обмене опытом только возрастает год от года. Наш конкурс - это своего рода начало, платформа для того, чтобы такое профессиональное сообщество появилось. В разных номинациях появляются лучшие педагоги, и затем эти лидеры составят костяк сообщества профессионалов. Для нас важно не потерять таких людей.
- Вера Александровна, в рамках конкурса вы наблюдаете отличия систем образования стран СНГ от российской системы образования. Каковы они?
- Каждое государство определяет свои образовательные стандарты в части дошкольного образования. Например, в Беларуси нет вариативности, а есть одна-единственная программа дошкольного образования. У нас же таких программ 21. В то же время с Казахстаном у нас общие традиции, поскольку в этой республике используется много российских методических разработок. Коллеги из Казахстана постоянно приезжают к нам за опытом, причем не только за педагогическим, но и за административным. Нужно сказать, что, несмотря на более чем двадцатилетнюю «разлуку», все равно связи между нами остаются. Потому что традиции в образовании, не побоюсь этих слов, все равно произрастают из России, ведь все ведущие институты, все методические школы в основном сохранились у нас, и практически везде в мире мы встречаем последователей российских идей и школ.
- А что в свою очередь могло бы быть интересно нам?
- Во-первых, есть очень оригинальные подходы к организации предметно-развивающей среды в каждой группе детского сада. Во-вторых, в дошкольных организациях многих стран активно используется национальный колорит, в том числе природа, язык, национальные герои и т. д., причем подается это изысканно, красиво, увлекательно. Такой опыт мог бы нам пригодиться, особенно если развивать сетевое взаимодействие. Скажем, можно рассказывать ребенку про Казахстан, а можно благодаря совместному проекту показать страну с помощью видеопрезентации, устроить телемост между детьми, и ребята сами расскажут про свой город, язык, традиции и т. п. Информация от ребенка к ребенку гораздо лучше усваивается, нежели когда дети слышат ее от воспитателя.
 У нас, к слову, уже есть пример сотрудничества между детским садом №32 Петроградского района Санкт-Петербурга и могилевским детским садом. Так, к Дню единения народов России и Беларуси дети отправляли друг другу посылки, в которые вкладывали сувениры, свои работы, письма. Такой восторг ребятишки испытывали при получении! Между многими ребятами переписка затем получила продолжение. Это сближает и детей, и взрослых.
 По словам Веры Деркунской, структура конкурса по-прежнему включает в себя три этапа, однако тематические задания второго конкурса в отличие от первого другие. На первом этапе участникам предлагалось в произвольной форме ответить на вопрос «Зачем я прихожу к детям?», второй этап предполагал разработку тематической недели, а на третьем этапе нужно было продемонстрировать членам жюри разработку и реализацию социальной акции, в которой могли бы принять участие дети.
 Как отметили эксперты, самые интересные работы были, конечно, на первом этапе. Может, потому что вопрос «Зачем я прихожу к детям?» является самым сложным, но и самым главным для педагога. Если человек не может на него ответить, то, наверное, он пока не готов работать с детьми. Участники прислали очень много ценных с точки зрения смысла работ.
 Также было прислано много любопытных разработок тематических недель. Большая часть из них была посвящена экологии и социальным темам.
 Что касается социальных акций, то конкурсантам было предложено около 7 наименований примерных социальных акций, и на основе этого задания они предлагали свой практический продукт, воплощенный в жизнь вместе с детьми. К слову, в адрес конкурса поступило много благодарственных писем от различных организаций, получивших реальную помощь и поддержку от малышей в рамках подобных социальных акций.
 Ежегодное обновление тематики заданий является особенностью конкурса «Мастерство без границ». Ни одно конкурсное задание здесь не повторяется. Это, конечно, составляет большую головную боль для организаторов, однако, как считают в оргкомитете конкурса, тематическое разнообразие позволяет педагогам-дошкольникам продемонстрировать весь спектр своего таланта.
 И еще одной изюминкой конкурса можно считать обилие номинаций. Практически нет ни одного участника, которому бы не вручили приз. Возможно, с точки зрения состязательности это не совсем правильно, но, с точки зрения организаторов, каждая работа, представленная на конкурс, уникальна. Не отметить ее невозможно. Как невозможно не оценить безудержное творчество конкурсантов. Поэтому категории «проигравшие» в «Мастерстве без границ» нет.

Слово конкурсантам

Наталья САЧЕНКО, воспитатель  детского сада №55 Санкт-Петербурга:
  - Каждый,  кто принял участие в этом конкурсе,  знаток своего дела. Прокрутив материал личного кабинета, я понимаю, что у нас столько интересных педагогов на планете, что моторчик, который сидит внутри нас - «вечный двигатель», - никогда не остановится. Мы работаем с душой и с любовью, воспитывая и обучая маленьких почемучек, потому что любим свою профессию. И мне хочется пожелать всем нам не останавливаться на достигнутом, идти только вперед! Ведь все то, что мы делаем, украшает мир дошкольного детства и остается в маленьких сердечках навсегда!

Парандзем  ХАНГЕЛДЯН,  заведующий детским садом  №2 г. Ноемберян Тавушской области Республики Армения:
- Участие в  конкурсе «Мастерство без границ» - невероятная возможность, которая должна дать большой толчок для профессионального роста, для открытых обсуждений, для обмена международным дошкольным опытом, для помощи в трудных педагогических ситуациях и для поднятия тех вопросов, ответы на которые годами не удавалось найти, и, конечно,  для создания международной открытой и дружественной семьи профессионалов. Не воспользоваться этим шансом  просто нельзя!
Нужно  открыто показывать  свой опыт, это важно для всех! Ведь в своих коллективах мы «зажигалки», новаторы и вдохновители. Я благодаря  конкурсу  обрела  друзей и коллег  и сегодня  могу с ними поделиться даже самыми личными секретами, трудностями и наслаждаться их отзывчивостью и профессионализмом. Все новые идеи конкурса на каждом педсовете - это тема для обсуждений!

Ирина ЯКИМОВА, педагог дополнительного образования детского  сада №107  г.Сыктывкара Республики Коми:
- Участие в разнообразных конкурсах - неотъемлемая часть нашей профессиональной деятельности. И мне довелось участвовать во многих из них. Но конкурс «Мастерство без границ» - это нечто совершенно иное! Каждое задание, а они были такими разными и интересными, - это  возможность профессионального и творческого самовыражения! Возможность посмотреть на свою деятельность несколько иначе - глубже, шире,  ознакомиться с опытом работы коллег из разных стран.
А как замирает сердце, когда раскрываешь файл с результатами выполненного задания, в которое ты вложил свою душу, частицу себя!
Стать участником конкурса меня вдохновила  Надежда Николаевна Губенко, старший воспитатель нашего детского сада, которая была участником первого конкурса «Мастерства без границ» и весь прошлый учебный год жила этим мероприятием, много рассказывала о нем. Глядя на нее, я поняла, что никак нельзя не поучаствовать в таком интересном и необычном конкурсе, и  приобрела неоценимый опыт, который, бесспорно, пригодится в работе.

Елена БРЯНСКАЯ, старший воспитатель Уриковского детского сада Иркутской области:
- Конкурс «Мастерство без границ» - это настоящий прорыв в сложившейся системе конкурсного движения в нашей стране и странах СНГ. Впервые мы столкнулись с подобной интерактивной формой работы, которая выходит за рамки привычного конкурса и не сводится к банальной экспертизе конкурсных материалов. Участие в профессиональном онлайн-диалоге позволяет увидеть индивидуальность каждого участника, оценить его потенциал и педагогическую импровизацию. Именно умение импровизировать так высоко ценится в работе с современными детьми, так как их отличают креативность, нестандартность мышления, и предугадать все варианты развития событий на занятиях невозможно. Конкурс - это поле для импровизации, где нас никто не ограничивал в проявлении своего мастерства и индивидуальности. Одной из важных отличительных особенностей конкурса считаю его открытость. Мы не только видим балльные оценки друг друга, но и имеем возможность ознакомиться с конкурсными материалами. Это дает огромные возможности для профессионального роста.

Лилия ВНУК, методист дошкольного центра развития ребенка №1 г. Могилева Республики Беларусь:
- Отличное настроение,  желание удивлять и удивляться,  поделиться успехами своих воспитанников и коллег,  продлить знакомство с педагогами разных стран - вот что означает для меня конкурс «Мастерство без границ». С удовольствием знакомлюсь с творческими работами педагогов. Отмечаю для себя интересные идеи.

Санкт-Петербург, фото автора