Тем не менее в конце учебного года учащимся дается список книг, которые необходимо прочитать за лето.
Как же родителям сделать так, чтобы чтение приносило ребенку удовольствие, чтобы знакомство с книгой было интересным и приятным?
В психологии есть такой закон: произвольное внимание, вошедшее в привычку, становится непроизвольным. Сначала взрослый привлекает внимание ребенка к книге с помощью иллюстраций, затем выразительным чтением, потом беседой, и если это входит в привычку ребенка, то в дальнейшем он уже сам начинает интересоваться книгой.
Исследования показывают, что развивает и поддерживает интерес ребенка к чтению тот родитель, который не только читает сам, но и умеет задавать вопросы по поводу прочитанного.
Вопрос складывается из известной и неизвестной информации. Например, при обсуждении рассказа Н.Н.Носова «Мишкина каша» задается вопрос: «Почему же ребятам так и не удалось сварить кашу?» Читателю известно, что крупа разварилась и не только вылезла из кастрюли, но и пришлось заполнить ею все тарелки. Чтобы ответить на дополнительный вопрос «Чего же не хватило?», нужно прочитать описание дальнейших событий и прийти к выводу: для большого количества крупы нужно много воды, иначе каша подгорит.
Вопросы, которые возникают при столкновении прежних и новых знаний, - это «почему?» и «зачем?».
Например, при чтении отрывка из поэмы Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»:
Однажды в студеную
зимнюю пору
Я из леса вышел,
Был сильный мороз...
читатель знает, что если стоит местоимение «я», то действующим лицом является автор. Тогда возникает вопрос: что автор делал в лесу «в студеную зимнюю пору»? Можно ли догадаться по этому отрывку, кем является автор? Рассуждаем вместе: в зимнюю пору в лес ходили на охоту дворяне, поэтому можно сделать вывод о том, что автор - барин.
По мере взросления ребенка появляется новый вид вопросов, который выходит за рамки восприятия информации - «можно ли это доказать?». Например, рассказ Р.Брэдбери «4510 по Фаренгейту», в котором фантаст рассуждает вместе с читателем о судьбе книг.
Интерес к чтению поддерживается и воображением. Чтобы пробудить воображение ребенка, взрослый предлагает по названию книги, по иллюстрациям догадаться о событиях или явлениях, которые в ней могут быть описаны.
Не стоит противопоставлять чтение компьютеру. Информационные технологии лучше рассматривать как помощников в поддержании читательского интереса - в социальных сетях можно подписаться на новости книжных издательств, поучаствовать в обсуждении на тематических форумах. Если взрослые смогут сформировать у ребенка понимание того, что виртуальный мир - это способ получения информации, а не замена окружающей действительности, тогда интерес к чтению не будет противопоставляться компьютерным технологиям.
И тогда начинающий читатель без труда сможет ответить, какую книгу он спасет первой, если вдруг на планету Земля проберется Черная клякса, которая захочет уничтожить все книги.

Галина ПРОХОРОВА, методист отдела методической и инновационной деятельности Городского психолого-педагогического центра