Когда снится море, можно рассказать, как прыгали морские серые непрозрачные волны, захлестывали противоположный берег, который явно различим во сне. Как люди в странных цветных одеждах стояли на том берегу и обсуждали, по-своему жестикулируя, что-то важное. Можно рассказать, какой крупный был песок, как он прилипал к рукам и менял цвет под собирающимися вскипать тучами.
Больше люблю, когда снится море. Тогда вместе можно смотреть картины Айвазовского, словами рисовать прочувствованную и одушевленную воду. Можно фантазировать, как бы Бунин описал такое море, захлебываться отрывками из «Господина из Сан-Франциско». Можно вместе вспоминать страны и города, по словам собирая виденные когда-то причалы и корабли, прибрежные скалы и блестящие на солнце белые дома с черепичными крышами.
В снах педагогу места нет.

Человек и земной шар
Путешествия бывают далекие и близкие, продолжительные и совсем короткие. Нельзя отпускать педагога в путешествия. Его будут раздражать ошибки экскурсоводов, дурное поведение проходящих мимо детей, плохие постановки в театре и что-нибудь еще. А ведь лучше не замечать этого, запоминать ощущения и доверять времени и месту.
Тогда потом получится с восторгом и любовью рассказать ребятам о Туле и ее желтых улицах, залитых дождями, о Кипре и черепках в археологическом музее, о храмах Сергиева Посада, купола которых еле различимы на фоне голубеющего июльского неба.

Человек и его близкие
Врач пришел в гости и говорит: «Что-то у тебя суставы слишком хрустят». Столяр бодро спрашивает: «Ну что, где мои деревяшки? Хочу за чаем полочку соорудить!» Продавец заявляет: «Мама, сдай сумку в ячейку, потом заходи в дом». Это может показаться смешным. А учительские «та-а-а-ак», «все замолчали и слушаем меня», «повторять не буду», «убери пакет с пола сначала» во время семейного ужина или прогулки с друзьями? Уже не так весело, а грустно и слишком знакомо тем, кто живет, общается с учителями. Говорить о школе и документах, слушать телефонные разговоры о собраниях и учебниках - кто это сможет долго терпеть?

Человек и его внутренний мир
Скучно быть круглосуточным педагогом. Внутренний диалог не затихает почти никогда. Жить все годы с педагогом внутри себя? Сложно соответствовать придуманному уровню и ценить себя только за достижения и победы. Нужно любить себя таким, какой есть. Тогда и других любить получится.

Человек и книга
Представим, как будет читать педагог: «Так, эта сцена не для детей, как бы нам ее обойти... Этот герой непонятный, не будем о нем... Данный момент слишком грустный, боюсь не справиться с эмоциями, пропустим». Так лучше вместе смеяться и плакать, переживать и недоумевать! Человеку с другими людьми, а не учителю с учениками.

Человек и школа
Если быть педагогом 24 часа в сутки, то зачем вообще в школу ходить? Ведь школа всегда в тебе, а ты всегда в школе. Идти в школу нужно только потому, что там хорошо. Идти в школу, чтобы быть довольным и счастливым.
«Вести себя как педагог». Это как? Медленно и степенно передвигаться, например. Но я не умею так, я всегда тороплюсь и бегу, мне нужно много всего сделать. Медленно - это уже буду не я. Вести себя как взрослый. Думаю, нет взрослых и нет детей, а есть люди, которые прожили разное количество лет. Отвечать за свои слова и совершать красивые поступки. Да. И тут русло нашего разговора несколько меняется.

О хороших людях
Мир делают прекрасным не люди-функции, а личности. Хорошо и важно быть переводчиком или водителем, тренером или экономистом, но главное - быть честным и достойным человеком. И, конечно, при этом любить свою работу.
Я спросила у десятиклассников, думают ли они, что педагог - понятие круглосуточное. Знаете, почти все ребята написали, что учитель должен хорошо и доходчиво объяснять, внимательно относиться к рабочим вопросам, но при этом может в свободное время делать все, что ему хочется. Дети добрые и понимающие. Они даже уточнили, что педагог может по вечерам и по выходным ходить в рваных джинсах, использовать в речи нецензурную лексику, употреблять что хочется и гулять по улицам с кем угодно.
Конечно, учитель может все это делать, как может это делать представитель любой профессии. Это не вопрос профессиональной принадлежности, это вопрос совести. А совесть не появляется во время учебы в педагогическом университете, например. Она воспитывается в семье и человеком в самом себе.
Вряд ли кто-то сможет отказаться от вредных привычек и дурных манер, став учителем. Так что же, значит, придется надевать маску благополучия и чистоты, все неприглядное оставляя дома? Вранье получится. Его видно издалека, оно разрушает.
Все должны думать, как они выглядят на улице, что пьют и едят, что позволяют себе на людях, какие слова говорят. Хорошие дела должны делаться, красивые фразы - звучать. Так ли важно, благодаря человеку какой профессии что-то доброе и достойное возникло или приумножилось?
Учитель должен быть человеком всегда, человек не должен быть педагогом круглые сутки. Хотя мне как учителю иногда и кажется, что мое дело самое важное и особенное на свете, я останавливаю такие мысли. Это просто дело, которое я люблю, которое выбрала вчера и которое с удовольствием выбираю сегодня.
Что будет завтра? Не знаю. По-моему, не хуже собраться в кругосветное плавание или заняться собственной семьей, начать писать статьи или водить экскурсии. А что тогда случится с человеком, который был 24 часа в сутки педагогом? Он потеряет сам себя, рассыплется на осколки воспоминаний и сожалений.
Чтобы быть счастливым и приносить радость окружающим, нужно доверять жизни, принимать все грани собственной личности и быть ответственным за каждый шаг, осмысленно относиться к каждой сфере жизни. Тогда получится стать надежным другом и прекрасным родителем, внимательным путешественником и радушным хозяином. Тогда можно быть отличным учителем. И хотя бы пробовать все это успешно совмещать.

Юлия ПУДОЧЕВА, учитель русского языка и литературы гимназии №402 имени Алии Молдагуловой, лауреат конкурса МГО профсоюза «Педагогический старт»