Успешное прохождение экзамена обучающимся зависит от сочетания уровня знаний по предмету (от успеваемости), от сформированности навыков самоорганизации, от психологической готовности к прохождению испытания.
Психологическая готовность отражает внутреннюю определенность подростка по отношению к значимым событиям своей жизни, умение постигать смысл, заложенный в них. Любая жизненная ситуация или событие может рассматриваться как потенциальный источник личностного развития и становления, как ситуация вызова своим способностям. Не столько навыки преодоления стрессовых ситуаций, сколько внутренняя определенность личности по отношению к важным событиям своей жизни является наиболее значимым показателем ее стрессоустойчивости. Если человек знает ответ на вопрос «зачем?» ему дана та или иная жизненная ситуация, каков ее смысл лично для него, ответ на вопрос «как?» приходит сам собой.
Поэтому ребятам, готовящимся к сдаче экзаменов, хочется пожелать рассматривать их как необходимый и закономерный этап на пути своего дальнейшего социального становления и, понимая личностный смысл экзамена, быть уверенными в своих силах и стремиться наилучшим образом проявить себя.

Александр БОЛЬШАКОВ, председатель Ассоциации организаций по развитию гуманистической психологии в образовании