​Весна, весна, пора любви,
Как тяжко мне твое явленье,
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови...
Александр Пушкин «Евгений Онегин»


Растеряется и все забудет?» Конечно, большинству людей очевидно, что эти мысли и переживания деструктивны, они ни к чему хорошему не приведут. Но так сложно заставить себя успокоиться! Поэтому... Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки, мы понимаем вас, мы полностью на вашей стороне. Позвольте нам дать несколько практических советов и рекомендаций, которые будут вам полезны.

Условно трудности, с которыми столкнется ваш выпускник, можно разделить на три группы:
- первая группа - незнание материала, неумение организовать свою деятельность на экзамене (отсутствие навыка работы с тестами; неспособность рационально распределить свое время при выполнении заданий; отсутствие отработанной стратегии деятельности);
- вторая группа - неумение преодолеть стресс, личностную тревожность (отсутствие умения расслабляться, брать себя в руки, концентрироваться на главном, неумение адаптироваться в новой обстановке, вступать с незнакомыми людьми в контакт делового характера);
- третья группа - недостаточная отработка техники тестирования (работа с бланками; присутствие в аудитории наблюдателей; незнание собственных прав и обязанностей).
Как правило, в той или иной степени трудности всех трех групп присутствуют у каждого, кто впервые сдает ЕГЭ. Но если проблемы носят выраженный характер, это не повод для паники, а призыв к немедленным и взвешенным действиям.
Родителям и подросткам очень важно разобраться в причинах собственных волнений. Как правило, выпускник сомневается:
- в полноте и прочности своих знаний по тем или иным дисциплинам;
- в своей способности не нервничать, собраться, вспомнить все, что знает по тесту;
- в том, что не подведет своих родителей, оправдает их ожидания на высокий балл и дальнейшее поступление в выбранный вуз.
Последний пункт напрямую зависит от отношений в семье, их доверительности и доброжелательности. Взрослые часто из благих намерений преувеличивают масштабы катастрофы в случае низкого результата. Они считают, что такой подход вызовет у подростка желание готовиться лучше. Но иногда эффект получается прямо противоположным. Поэтому не стоит предъявлять завышенных требований к своим детям.
Процедура подготовки и сдачи ЕГЭ - это не только экзамен на знание той или иной дисциплины. Это проверка на социальную зрелость, на умение расставлять приоритеты в главном и второстепенном, на понимание цели самой проводимой процедуры. Для кого-то важна именно оценка, а для кого-то главное - преодолеть страх, справиться с неуверенностью. И для всех выпускников без исключения огромное значение имеют любовь и поддержка семьи, осознание того, что тебя ценят и принимают вне зависимости от результатов тестирования.
Умение подростка бороться с собственным волнением и переживаниями становится очень важным. Часто учащиеся, имевшие высокие академические результаты, но психологически не готовые к сдаче экзамена, демонстрируют более низкие показатели, чем «середнячки», умеющие преодолевать стресс, внимательно работать с текстом, планировать свою деятельность. Поэтому овладение приемами и техниками релаксации, концентрации внимания, снятия эмоционального напряжения является одним из условий успешной сдачи ЕГЭ. Например, прием самоодобрения (самопоощрения). Значимость одобрения своих поступков особенно велика в ситуациях высоких нервно-психических нагрузок. Поэтому даже при незначительных успехах нужно себя хвалить мысленно или вслух: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!» Многие не умеют этого делать, тем самым лишая себя заслуженных положительных эмоций.

10 золотых правил для успешной сдачи ЕГЭ
1. При заполнении бланков (предварительная часть тестирования) спокойно задавай вопросы, если тебе что-то не понятно. Воспринимай педагога-организатора как своего помощника.
2. Приступив к основной части тестирования, сосредоточься на тексте и забудь об окружающих. Перед тем как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и только тогда заноси ответ в бланк.
3. Если ты чувствуешь очень сильное волнение и не понимаешь прочитанного, откинься на спинку стула, закрой глаза, несколько раз сделай упражнение: вдох - пальцы рук и ног максимально напряжены, выдох - руки и ноги расслаблены. Достаточно выполнить упражнение несколько раз и снова перечитать задание.
4. Начинай с легкого. Выполни сначала те задания, которые тебе понятны и не вызывают трудностей.
5. Думай только о текущем задании, а не о том, сколько заданий ты еще должен сделать.
6. Анализируй текст. Многие задания можно решить методом исключения. Определи, что точно не подходит из предложенных ответов, и сконцентрируйся на оставшихся.
7. Запланируй время на возвращение к трудным заданиям и на самопроверку. Если в сложном задании ты не знаешь ответа, выбери тот, что кажется тебе наиболее подходящим.
8. Не огорчайся, если тебе кажется, что ты все сделал неправильно и ничего не успеваешь. Такое ощущение может возникнуть, если не хватает времени. Важно не поддаваться панике. Сделай спокойно все, что успеваешь.
9. Верь в себя! Ты готовился целый год - повторял материал, восполнял недостающие знания, учился оформлять бланки. Сегодня ты сделал все что мог. Значит, твой результат будет оценен по достоинству.
10. Всегда помни: дома тебя любят и ждут. Удачи на следующем экзамене!

Советы родителям выпускников
1. Создайте дома условия для подготовки подростка к экзамену: тишина, покой, удобное место, систематизированно сложенные учебники и тетради, проветриваемое помещение.
2. Не нагружайте подростка своими переживаниями, страхами и неуверенностью. В его присутствии - только позитивные высказывания о подготовке к ЕГЭ.
3. Объективно оцените возможности ребенка, учтите его сильные и слабые стороны при подготовке и ненавязчиво предложите свою помощь или способ преодоления трудностей. Не предъявляйте к нему завышенных требований даже на словах.
4. Помогите подростку рационально распределить время для подготовки к экзамену. Рекомендуйте схему для отслеживания времени, в которое надо уложиться при выполнении заданий.
5. Правильно организуйте режим дня. Человек не робот, при перегрузках он может «сорваться». Так как ЕГЭ достаточно длительная процедура, научите ребенка рационально распределять свои силы, переключаться с работы на развлечения и полноценно отдыхать.
6. Беседуйте с подростком, обсуждайте процедуру ЕГЭ, содержание экзамена и те моменты, которые больше всего тревожат выпускника. Чем чаще «проговаривается» страх, тем меньше он пугает.
7. Не вспоминайте о неудачах ребенка, не подчеркивайте его предыдущие промахи. Вы не поможете ему таким способом работать более продуктивно, а вызовете состояние закомплексованности и неуверенности в своих силах.
8. Вечером перед экзаменом разрешите подростку погулять, пообщаться с друзьями, обсудить предстоящий экзамен. Но к 21.00 он должен вернуться домой. Главное перед экзаменом - выспаться.
9. Верьте в успех своего ребенка и поддерживайте в нем эту веру. Перед экзаменом скажите, что любите его, что он со всем справится, и обязательно обнимите.

Ольга ПРЕСНОВА, методист Городского психолого-педагогического центра