Современный классный руководитель должен быть методически и психологически подкован, владеть знаниями по теории и методике воспитательной работы, уметь ориентироваться в основных нормативных документах, интересоваться вопросами, волнующими современную молодежь, изучать новинки информационных технологий.
На мой взгляд, классный руководитель должен решить две основные задачи: формирование и развитие коллектива класса и создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности каждого ребенка. Не менее важны также такие задачи, как формирование здорового образа жизни, защита прав и интересов учащихся, гуманизация отношений между учащимися, между учениками и учителями-предметниками, организация социально-значимой, творческой деятельности учащихся.
Исходя из задач, можно определить функции классного руководителя: аналитико-прогностические, организационно-координирующие, коммуникативные и контролирующие. Они определяют его деятельность в рамках воспитательной системы школы.
Вместе с тем содержание деятельности классного руководителя значительнее шире, ежедневно он выступает:
- как координатор (куратор) учебной группы (с точки зрения учения, класс - это одновозрастная учебная группа);
- как воспитатель детского коллектива класса (и соответственно личностей всех детей, входящих в класс);
- как лидер детско-взрослой общности класса (в которую входят дети, их родители (и члены семьи), педагоги);
- как капитан педагогической команды класса (неформального объединения педагогов, преподающих в классе);
- как посредник (медиатор) взаимодействия родителей учащихся и педагогов;
- как член управленческой команды школы (обилие управленческих задач, которые решает классный руководитель, вводит его в эту команду).
И еще о важном. В эру информационных технологий классный руководитель должен ориентировать ученика на ценностное отношение к миру, прививать общечеловеческие ценности, где главным является не виртуальная реальность, а жизнь, человек, семья, труд, дом, знания, Отечество. Ценностными ориентирами, определяющими содержание деятельности классного руководителя, могут быть заповеди воспитания, сформулированные В.А.Караковским:
1. Главная цель воспитания - счастливый человек.
2. Люби не себя в ребенке, а ребенка в себе.
3. Воспитание без уважения - это подавление.
4. Мерой воспитанности является интеллигентность - антипод хамству, невежеству.
5. Говори, что знаешь, делай, что умеешь; при этом помни, что знать и уметь больше никогда не вредно.
6. Развивай в себе незаурядность.
7. Не будь занудой, не ной и не паникуй.
8. Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей.
9. Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным.
10.  Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.
В нашей школе развитие личности осуществляется в рамках созданной воспитательной системы, в основе которой - ключевые общешкольные дела. Но у каждого классного руководителя есть возможность для реализации индивидуальной воспитательной программы с классом. И здесь педагог волен выбирать, как именно он будет выстраивать работу.
В заключение хочется отметить, что классный руководитель - это особая личность в школе. В.А.Караковский говорил: «Классный руководитель является ключевой фигурой учебно-воспитательного процесса школы». И для того чтобы он достойно и качественно мог выполнить весь спектр должностных обязанностей, ему необходима всесторонняя поддержка.
Городской площадкой для диалога классных руководителей, обсуждения и совместного решения проблем, обмена опытом стала недавно созданная Ассоциация классных руководителей, главной целью которой является объединение юридических и физических лиц для использования достижений классных руководителей образовательных организаций в совершенствовании профессиональной деятельности и обеспечения высокого уровня качества столичного образования. И мы, классные руководители школы №825, готовы к сотрудничеству в рамках ассоциации.

Ирина СЕМИЛЕТОВА, классный руководитель школы №825