Образовательный процесс в школе - это обучение через воспитание ответственности, трудолюбия, добросовестности, активности. В XXI веке на помощь педагогам пришли информационные технологии, открыв широкий спектр возможностей для достижения воспитательных целей и помогая предвидеть назревающие проблемы и оперативно воздействовать на ситуацию.
Незаменимым инструментом в образовательном пространстве нашей школы стали проект «Московская электронная школа» и те ресурсы, которые мы приобрели благодаря ему.
Безопасность и дисциплина
Дисциплинированность учащегося начинается с простого правила - не прогуливать уроки, не опаздывать в школу, выполнять правила поведения. В этом помогает система «Проход - питание», которая позволяет оперативно реагировать на отсутствие учащегося в школе. В соответствии с протоколом безопасности мы выясняем причину отсутствия и определяем безопасность среды пребывания учащегося.
С помощью функций электронного журнала мы не только заблаговременно имеем возможность получать уведомление от родителей о причинах непосещения ребенком уроков, но также проводить постоянный мониторинг посещаемости с анализом причин пропусков.
Путь к взаимодействию
с родителями
Дисциплинированный ученик - это и ответственный родитель. Без активного участия родителя в жизни ребенка, без продуктивной плотной связи учитель - ученик - родитель нелегко добиться должного результата в обучении и в воспитании. Родитель не должен заменять учителя, но должен интересоваться жизнью ребенка и в школе, и вне школы. Электронный дневник дает возможность родителю быть в курсе происходящего в школе, выстраивать диалог с любым учителем. Это отражается в отчете активности (посещаемости) родителями электронного журнала. Задача классных руководителей, родителей, администрации школы, учителей - за цифрами, представленными в разнообразных формах отчетов, уметь увидеть проблемную ситуацию, купировать и грамотно ее разрешить.

Оперативный контроль успеваемости
Учится ли ребенок в силу своих способностей? Или учеба ушла из сферы его приоритетных интересов? Сигнал и проблему отражает отчет «Текущая успеваемость».
А вот классно-обобщающий отчет может указать на проблему по отдельному предмету. Возможна проблемная ситуация с учителем? Разбираемся - блокируем.
Аргументированность и объективность в выставлении оценок способствуют воспитанию у учащихся положительного отношения к учебному труду, формированию адекватной самооценки.

Объективность оценок
Для учащегося и его семьи важна не только отметка в журнале, но и оценка труда, комментарии по выполненной работе, понимание того, что необходимо делать, чтобы улучшить результат. Функция электронного журнала «Аргументированность выставленных оценок» снимает недопонимание между учителем и семьей.
В электронном журнале-дневнике семье предоставляется возможность видеть количество модулей и тем по каждому предмету, временные рамки изучения, графики модульных контрольных работ. Содержание учебного материала понятно, требования к освоению определены, сроки контроля установлены. Это помогает учащемуся в самоорганизации своей учебной деятельности, повышает личную ответственность за результат.

Разнообразие возможностей дополнительного образования
Особое значение в становлении личности имеет позитивность сферы интересов. Дополнительное образование создает условия для самореализации и самоопределения учащихся. В электронном журнале отражается занятость учащихся в кружках и секциях не только в учреждениях, подведомственных Департаменту образования Москвы, но и Департаменту культуры, Департаменту спорта и туризма (спортивные и музыкальные школы). Это дает возможность, учитывая интересы ребенка, смоделировать индивидуальную образовательную траекторию. А если ребенок не посещает кружки дополнительного образования, то необходимо помочь ему в определении интересов. Сведения о внеурочной деятельности включают и социальную активность, отражающую, насколько ребенку комфортно в классном коллективе.

Коллекция достижений и успехов ученика
Все успехи учащегося вносятся в «Портфолио учащегося». Возможность внести данные имеет как классный руководитель, так и родитель. Любое достижение повышает самооценку ребенка, а значит, желание развиваться, работать над собой, добиваться успехов.
    
Ресурс воспитания интернет-культуры
Невозможно оградить ребенка от выхода в Интернет, в мультимедийное пространство. Воспитание грамотного, ответственного пользователя - это еще одна из компетенций, которую формирует Московская электронная школа: фильтруем потоки информации, выбираем авторитетные источники, общаемся в социальных сетях. Воспитываем мультимедийную личность. И гаджеты - смартфоны, планшеты, ноутбуки - сегодня на службе у системы образования.
Учитель должен уметь быстро ориентироваться и управлять потоками информации, помогать разобраться в них ребенку - стать его проводником в мультимедийном пространстве. Держать руку на пульсе интересов современного подростка - значит быть «своим» и в социальных сетях, где происходит большая часть его социальных контактов.
Чем быстрее мы получим сигнал о возможных затруднениях ребенка или о неблагополучии, тем быстрее мы сможем на него отреагировать: своевременно и оперативно проанализировать проблемную ситуацию, принять решение, определить шаги к исправлению тревожных моментов или активно поддержать позитивную динамику, наметить пути дальнейшего развития. А выполнять эту задачи помогает Московская электронная школа, нужно лишь научиться эффективно применять весь комплекс оперативной информации!

Елена НОРЕНКО, директор школы №1995, председатель межрайонного совета директоров №23;
Надежда УСАЧЕВА, заместитель директора школы №1995