Особенный ребенок может родиться в абсолютно благополучной семье, в результате удачных родов и девяти безоблачных месяцев ожидания. От этого не застрахована ни одна семья, и даже медики не всегда могут объяснить причины патологии. Таким семьям очень нужна своевременная поддержка специалистов, стремящихся помочь ребенку с любыми нарушениями, знакомых с практикой оказания ранней помощи. Причем чем раньше начать оказывать помощь таким родителям, тем большего результата можно достичь не только в развитии ребенка, но и в сохранении семьи.
В связи с этим одной из важнейших задач на современном этапе развития общества является выстраивание образовательной вертикали, предусматривающей преемственность и непрерывность в обучении и психолого-педагогической помощи. Первая и важная ступень такой вертикали - система раннего выявления и ранней комплексной помощи детям от 1,5 до 3 лет, имеющим нарушения в развитии или риски возникновения нарушений, а также их семьям.
Новый виток развития ранней помощи в Москве, в том числе в системе образования, наметился в настоящее время в связи с решением Правительства РФ от 31.08.2016 №1839-р «Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации до 2020 года». В этой концепции, основанной на обобщении опыта ранней помощи во многих субъектах РФ, предусмотрен комплекс мер по обеспечению детей, нуждающихся в ранней помощи, и их семей доступными, бесплатными и качественными услугами.
Служба ранней помощи ориентирована на поддержку родителей детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Главная цель создания службы ранней помощи - оказание квалифицированной помощи семье в воспитании, комплексное сопровождение индивидуального развития детей, то есть обеспечение ранней и наиболее полной интеграции детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в социум.
Команда специалистов помогает семье создать оптимальные условия для развития ребенка, поддерживает родителей, помогает им преодолеть трудности в воспитании ребенка с особыми потребностями. При такой поддержке родители имеют реальную возможность оставить ребенка в семье, обеспечив ему оптимальные условия для роста и развития, а не отдать его в специализированное учреждение, лишив главного - родительской любви и заботы.
В настоящее время реализация индивидуальной программы ранней помощи в системе образования для детей в возрасте от 2 месяцев до полутора лет возможна в рамках деятельности консультационных центров посредством консультирования родителей, для детей от 1,5 до 7-8 лет - в службах ранней помощи в формах индивидуальной или группой работы с детьми с участием родителей, а также в форме консультирования родителей и других членов семьи. Подобный формат помощи уже реализуется в Городском психолого-педагогическом центре города Москвы.
Программы ранней помощи включены и в образовательный процесс нашей организации. С 2015 года ранняя помощь оказывается детям с 1,5 до 3 лет в группах кратковременного пребывания разной видовой направленности - это инклюзивные детско-родительские группы «Игра» (для детей от 1,5 до 2,5 лет), инклюзивная группа «Адаптация» (для детей от 2,5 до 3 лет), детско-родительские группы для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья «Особый ребенок».
Такая вариативность позволяет подобрать наиболее эффективную и актуальную программу помощи семье с особым ребенком на начальном этапе дошкольного образования.
При поступлении в образовательную организацию каждая семья с ребенком раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в целях определения образовательного маршрута проходит внутренний междисциплинарный консилиум. Специалисты междисциплинарной команды проводят первичную диагностику, определяют необходимые ресурсы и проблемные зоны ребенка и семьи, разрабатывают рекомендации по выбору группы, исходя из потребностей и функциональных возможностей ребенка.
Первой ступенью для семьи с особым ребенком зачастую становится детско-родительская инклюзивная группа кратковременного пребывания «Игра». Занятия в этой группе посещают как семьи с детьми с ограниченными возможностями здоровья, так и семьи с типично развивающимися детьми раннего возраста. Здесь проводятся групповые и подгрупповые занятия различной направленности, коррекционно-развивающие занятия со специалистами (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог), консультации и семинары для родителей.
Основные задачи детско-родительских групп - обеспечение всестороннего развития детей раннего возраста, создание условий для первичной социализации, оказание поддержки родителям, помощь в овладении необходимыми компетенциями и знаниями при возникновении трудностей.
Инклюзивный формат детско-родительских групп позволяет решать целый ряд задач для семей с детьми, имеющими особенности развития. Для таких детей часто затруднена «нормальная» социализация посредством обычной социальной активности (поход на детские площадки, на детские мероприятия). Создавая инклюзивные группы, мы помогаем семьям с особыми детьми приобретать новые связи в родительском сообществе, не отгораживаться в своей беде от общества, получать поддержку не только от специалистов, но и от других родителей.
Специалисты проводят наблюдение и мониторинг развития детей раннего возраста, приходящих без каких-либо диагнозов. Это позволяет на ранних этапах выявлять риски и проблемы развития и при необходимости направлять родителей малышей за специализированной помощью. Такая организация работы обеспечивает раннюю помощь детям, их оптимальное развитие и адаптацию, социальную интеграцию семьи и ребенка.
Дети раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья (от 2,5 до 3 лет) посещают группу «Адаптация». В группе помимо индивидуальных коррекционно-развивающих задач решаются общие на данном возрастном этапе задачи развития: это эмоциональная и физическая сепарация от мамы, развитие игровой и предметной деятельности, социальной коммуникации, адаптация к группе сверстников и к посещению группы полного дня, соблюдение правил и общих норм поведения. Таким образом, группа «Адаптация» - это «тренировочная площадка» для маленького ребенка перед переходом в группу полного дня, еще одна ступенька личностного развития. Для родителей это шаг к нормализации жизни, возможность вернуться к профессиональной деятельности, повысить родительскую компетентность.
В группе «Особый ребенок» на основании рекомендаций центральной психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации и заключения психолого-педагогического консилиума на каждого особого ребенка разрабатывается индивидуальная программа ранней помощи с использованием специальных технологий и методик. При этом специальная коррекционная помощь оказывается не только ребенку, но и семье. Родители получают информационную и психологическую поддержку, проходят обучение эффективным методам взаимодействия с детьми, способам снижения проявлений нежелательного поведения, формирования у детей социально-бытовых, коммуникативных навыков.
За последний год раннюю помощь в группах кратковременного пребывания получили 132 ребенка, из которых 53 ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Программы ранней помощи и сопровождения семей с детьми раннего возраста, имеющими особенности развития, дают возможность перейти в вопросах оказания помощи детям с ограниченными возможностями от понятия «реабилитация» к понятию «абилитация». Мы уверены, что создание системы ранней помощи позволит сократить долю детей, которые по достижении школьного возраста будут нуждаться в специальных условиях и поддержке для получения образования, социальной адаптации, сократить число детей в специализированных учреждениях. Главные условия эффективности оказания ранней помощи - междисциплинарное взаимодействие специалистов и семейно-центрированный характер деятельности.

Тамара АНТОНОВА, директор колледжа малого бизнеса №4;
Анна ОБРАЗЦОВА, старший методист Городского психолого-педагогического центра

Справка

Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы является оператором развития служб ранней помощи в системе образования города Москвы.
На базе центра в 2015 году в 11 территориальных отделениях были открыты группы кратковременного пребывания «Служба ранней помощи». С целью методического обеспечения выстраивания сети организаций, оказывающих раннюю помощь в столичной системе образования, создана Лаборатория технологий сопровождения деятельности служб ранней помощи, организовано повышение квалификации как для специалистов центра, так и для педагогов образовательных организаций, разработана технология дистанционного сопровождения семей.
По мнению руководителя лаборатории В.Н.Ярыгина, реализация Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года позволит создать свою программу и план развития ранней помощи в Москве и обеспечить качество и доступность семьям, нуждающихся в услугах ранней помощи:
- Помощь оказывается не только ребенку, это услуга в целом для семьи. Часто родителю самому нужна помощь, он не знает, что делать. Ребенок осваивает новые навыки, а родители учатся закреплять эти навыки в повседневной жизни. Своевременная помощь и коррекция дают исключительную возможность сгладить имеющиеся недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка.
Для выявления рисков развития ребенка всем москвичам предоставлена возможность прохождения скрининга психомоторного развития ребенка в онлайн-режиме на сайте центра. Скрининг дополняет действующую программу профилактических осмотров и направлен на выявление потенциальных клиентов для служб, оказывающих психолого-педагогическую помощь. За прошедший год данной возможностью воспользовались 525 семей, все родители получили консультацию по результатам скрининга и более половины стали получать постоянную помощь в центре.