Дебаты появились в Древней Греции, в демократических Афинах, где граждане дебатировали о недостатках и преимуществах законов. В Средние века в Европе дебаты стали частью системы образования и основой для развития ораторского искусства. В наше время большое распространение дебаты получили в демократических странах. Вехой в истории дебатов стали первые телевизионные дебаты между кандидатами в президенты США Никсоном и Кеннеди в 1960 г.

Особенности дебатов

1. Честность. Следует быть честным в поисках аргументов, которые укрепляют позицию участников дебатов.

2. Уважение. Аргументы не должны касаться личности участников дебатов, но только идей.

3. Дебатируя, учимся. Процесс дебатов имеет большее значение, чем результат.

Способность защищать противоположные точки зрения не делает человека лицемерным. Существует мнение, зачем спорить, если вы полностью уверены в своей правоте.

Дебаты развивают:

1. Умение противостоять хорошим аргументам.

2. Хорошую интеллектуальную привычку не высказывать мнение, не выслушав всех аргументов, что удерживает человека от скоропалительных выводов.

Элементы дебатов

1. Тема.

2. Утверждающая сторона.

3. Отрицающая сторона.

4. Аргументы.

5. Поддержка и доказательства.

6. Опровержение.

7. Решение судей.

Стили дебатов

Дебаты о «ценности»

Участники дебатов концентрируют внимание на ценностях, противопоставление которых присутствует в теме (наказание важнее в криминальной судебной системе, чем реабилитация). Дебаты носят философский, литературный характер.

Политические дебаты

Участники дебатов рассматривают практическое применение конкретной позиции (правительство должно запретить всю рекламу алкоголя и табака). Утверждающая сторона предлагает особый, очень эффективный план для достижения целей в теме. Отрицающая сторона заявляет, что: а) изменения нежелательны; б) предложенный план плох; в) предлагает свой собственный план. Дебаты основаны на практических и статистических данных, которые носят конкретный характер.

Парламентские дебаты

В основе этого стиля лежат дебаты, которые проводит британский парламент. Одна сторона - правительство, другая - оппозиция. Спикер палаты управляет ходом дебатов. Обязанность правительства - определить термины, которые употребляются в теме, между темой и определением терминов должна быть связь. Участники дебатов используют как философские, так и конкретные аргументы.

Методические рекомендации

Подготовительная работа.

Выбирается тема для дебатов. Учитель помогает понять тему учащимся.

Привлечение специалистов.

Специалист может принять участие в учебном занятии: стать одним из судей, помочь в подготовке и обсуждении дебатов.

Распределение ролей.

Класс делится на три группы: две группы станут командами - участницами дебатов, одна команда - утверждающая сторона, другая - отрицающая сторона. Число участников должно быть равным. Третья группа - судьи: председатель и его помощники. Ими могут стать учитель, специалисты, учащиеся.

Подготовка участников.

Председатель знакомит участников с регламентом, правилами проведения дебатов. Команды готовятся к дебатам: обсуждают темы дебатов и определяют аргументы в поддержку своей позиции.

Схема построения аргумента:

Аргумент а Доказательство а Поддержка

или

Свидетельство а Рассуждение а Вывод.

Пример:

Свидетельство: Листья желтеют и опадают. Птицы улетают на юг.

Рассуждение: Эти события связаны с приходом осени.

Вывод: Наступила осень.

Команды выстраивают свои выступления на диспуте.

Первые участники команды, открывающие выступления, говорят о позиции всей команды. Последующие участники команды излагают аргументы в поддержку позиции команды. Один ученик излагает один аргумент. Затем участники команд готовятся к опровержению аргументов противной стороны. Один участник излагает одно опровержение.

Участники дебатов: председатель и его помощники; утверждающая сторона; отрицающая сторона.

Проведение дебатов

Председатель начинает дебаты: объявляет тему, формулирует проблему и устанавливает регламент. Первый выступающий имеет в распоряжении не более трех минут. Все последующие выступающие - не более двух минут.

После высказывания аргументов в поддержку своей позиции команда начинает опровергать аргументы противника. Каждая команда имеет право на оглашение определенного количества опровержений. В конце дебатов судьи оглашают название команды - победительницы дебатов.

Подведение итогов дебатов

Судьи объясняют результаты дебатов, выделяют сильные и слабые стороны команд-участниц. Участники оценивают свое участие в дебатах в целом и в частности, что удалось, что - нет, возможности улучшения дебатов. Участники занятия говорят об эффективности и полезности этого вида деятельности.

Жанна ВЕРШАНСКАЯ, учитель обществознания, Санкт-Петербург