Работникам образования выплачивается нищенская зарплата, да и та часто задерживается. При этом многие учителя все-таки стремятся с честью выполнять свой профессиональный долг. Одна учительница математики из Волгограда, когда все ее коллеги отправились на митинг с требованием погасить задолженность по зарплате, все-таки не пошла со всеми, а стала вести уроки. «Пусть меня назовут штрейкбрехером, - говорила она, - но не могу оставить детей, тем более выпускной класс. Как я буду смотреть в глаза одиннадцатиклассникам, если они, не получив положенных им знаний, не смогут достойно сдать выпускные и вступительные экзамены в вуз».

Да, лучшие учителя служат для своих воспитанников примером нравственного долга, потому что сознание долга, привязывающего его к своим обязательствам, это есть сознание высшей добродетели, которая одерживает верх над другими интересами. Хотя любой человек скажет при этом, что без хлеба насущного не проживешь, одними добрыми делами сыт не будешь, тем не менее лучшие педагоги, так же, как и другие люди, прежде всего думают о своих обязанностях. Учитель, истинный учитель, болеющий за своих питомцев, как за своих собственных детей, никогда их в беде не оставит.

Вера Павловна Гончарова преподавала и сегодня преподает в одной из школ Нижнего Новгорода право, граждановедение, обществознание. Она отлично понимает, что именно от ее уроков, от ее взаимоотношения с учениками зависит, какие люди завтра будут заседать в Государственной Думе и в правительстве, возглавлять крупные фирмы, работать в среднем и малом бизнесе. Занятия ее всегда отличаются глубоким содержанием. Ребята никогда их не пропускают.

Вера Павловна была примером для детей и своих коллег абсолютно во всем. Был такой случай. У десятиклассника умерла мать, он переехал к бабушке, а в двухкомнатной квартире, где мальчик жил с матерью, временно поселилась его тетя. Когда Сережа заканчивал одиннадцатый класс, его отец, у которого была своя семья, решил продать двухкомнатную квартиру сына, говоря, что ему достанется в наследство бабушкина однокомнатная.

Вера Павловна, узнав об этом, тут же взялась восстанавливать справедливость. Все оказалось очень непросто. Этой учительнице пришлось потратить много сил и времени, чтобы родительская квартира, в которой Сережа был прописан, досталась ему. Ей даже пришлось на длительный срок оставить частные уроки по английскому языку, которые были существенным довеском к ее основному заработку.

Как-то даже ей самой пришлось заплатить собственные небольшие деньги во время судебного процесса по этому делу. Сколько потом ни пытались Сережа и его бабушка выяснить, какая это была сумма, она не сказала. Этой проблемой Вера Павловна занималась более полугода, зато потом была не менее счастлива, чем сам Сережа и его бабушка.

Такие люди, как Вера Павловна, не испытывают тягости,когда творят добрые дела, их влечет к ним будто инстинктивно. Как сказал Виктор Гюго, «понимание необходимости выполнить свой долг требует забвения собственных интересов». Своим примером такие учителя воспитывают настоящих граждан, потому что самое хорошее слово ничего не может стоить, если за ним не следует дело.

Москва