Даже если победа осталась за коллегами, все равно опыт общения с массой  разных и творческих людей не может не обогатить. Что уж говорить о тех, кто занял в конкурсе лидерские позиции, в своей послеконкурсной жизни они не только используют приобретенные новые знания, но и активно транслируют  опыт, который был определен как лучший. Кроме того, дебютантам  всегда интересно узнать, что дало тому или иному победителю участие в конкурсном движении  и как повлияло участие в конкурсах на качество его работы. На недавнем круглом столе, прошедшем с участием петербургских педагогов - победителей  самых престижных профессиональных конкурсов, такая возможность удовлетворить дебютантское любопытство  представилась.
Как рассказал  трехкратный победитель Всероссийского конкурса «Педагогический дебют»  директор гимназии №24 Алексей Турчин, для него  любой профессиональный конкурс - это возможность  мощного повышения квалификации, тем более что на всех этапах конкурса идет всесторонняя поддержка как районных органов управления образованием, так и городского комитета по образованию. Предстоящее выступление конкурсанта тщательно разбирается и обсуждается,  с тем чтобы определить его сильные стороны.
По мнению Алексея Турчина, самым интересным конкурсным испытанием можно считать урок. Все остальные испытания сложные хотя бы потому, что они другого формата, необычные. А в послеконкурсной жизни, считает педагог, самое трудное - это соответствовать своему статусу победителя, поэтому важны  постоянный рост, изучение новых тенденций. При этом есть много примеров, когда учителя  не выстраивают после победы в конкурсе вертикальную карьеру, а остаются предметниками и по-прежнему  работают в классе  с детьми.
Для  победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России» заместителя директора по учебно-воспитательной работе, учителя истории академической гимназии №56, председателя Санкт-Петербургского регионального отделения РДШ  Олега Катренко  конкурс - это не только возможность увидеть  что-то полезное у своих коллег и взять это себе на вооружение, но и расширение самого пространства, в котором живет педагог.  Профессия педагога  сконцентрирована на школе, на классе, на детях, а конкурс позволяет увидеть другие школы, других преподавателей, и это исключает возможность так называемого профессионального выгорания, которое может произойти с учителем, замкнутым только на своей школе, своем классе. Новые знакомства и расширение рамок профессии важны в любой сфере, причем новые знакомства очень плодотворны, ведь это и  совместные проекты, и совместная деятельность учителей, и т. д.
На конкурсе, уверен Олег Катренко,  нет лишних испытаний. Все они так или иначе отражают  профессию или относятся к ней  напрямую.  Если «Мастер-класс», то это демонстрация своего уникального  опыта, если «Открытый урок», то  это основа конкурса, потому  что, собственно, ради урока и детей он и проводится, и  это возможность увидеть необыкновенную работу коллег из  другого региона. «Эссе», которое  пишут конкурсанты,  раскрывает их  личность, что немаловажно для учителя.  
Кстати сказать, на чужом уроке всегда можно подсмотреть какие-то интересные  «фишки» -  как коллега эту тему раскрыл, как смог донести ее до детей, и  взять для себя лучшее. К примеру,  на одном конкурсном уроке, посвященном  истории  Древней Руси,  Олегу Катренко  понравилась учительская находка. Урок был связан с некой тайной, которую дети должны были раскрыть, и, сохраняя эту атмосферу таинственности, учитель  заблаговременно  приклеила под  парты конверты с данными, которые дети «находили» в конце занятия. Эта «фишка» вызвала бурный  интерес у детей, и хотя в конверте была какая-то «сухая» статистика, поданная в игровой форме, она запомнилась навсегда.  
Победитель Всероссийского конкурса «Педагогический дебют» заместитель директора по учебно-воспитательной работе гимназии №166, учитель математики  Иван Меньшиков не сомневается, что участие в конкурсе помогает профессиональному росту, хотя некоторое время назад придерживался иного мнения. «Мне казалось раньше, что конкурс - это что-то лишнее для учителя, - рассказал педагог. -  Мне бы хотелось, чтобы меня оставили в покое и дали возможность довести уроки до того уровня, который я считаю  правильным. Однако уже на второй год  работы в гимназии я отправился на конкурс педагогических достижений. Признаться, мое мнение после этого в корне изменилось. Соревновательный дух, который неизбежен для любого конкурса,  подстегивает, мотивирует  развиваться, смотреть шире на процесс образования, обучения».
Вообще конкурс - это  желание учителя показать себя, проявить себя, а не погоня за карьерой, считает Иван Меньшиков. И самое ценное  после конкурса - это круг общения, который приобретаешь. Всегда есть, у кого спросить совета, с кем по-дружески пообщаться.  
Среди конкурсных испытаний Иван Меньшиков выделяет  «Публичное выступление», поскольку ему любопытен  его  формат: взять какую-то мысль или педагогическую находку и поведать о ней другим педагогам так, как  рассказал бы об этом  другу, поделиться с ними тем, что считаешь важным. Самым сложным испытанием для Ивана Меньшикова является «Открытый урок». Его невозможно спрогнозировать, нельзя предусмотреть все заранее, потому что многое  зависит от учеников, которые к тебе придут. Получится ли урок, догадаются ли ученики об идеях, заложенных в уроке, или найдут что-то, что сам не планировал, - все это очень ответственно.
У победителя  Всероссийского конкурса «Педагогический дебют»-2017 в номинации «Молодые учителя»  учителя химии и биологии гимназии №631 Станиславы Захаровой тоже сложилось свое мнение об участии в конкурсе. Так, девушка убеждена, что именно  конкурсные испытания позволяют  раскрыть  в учителе те черты, которые, возможно, спали  бы  еще долгое время, способность действовать в критических ситуациях. К примеру, на конкурсе случаются стрессовые ситуации, когда не срабатывает техника, но ты должен не растеряться и захватить внимание аудитории. В этом  проявляются как личностные качества, так и  профессионализм учителя.  
По признанию финалиста конкурса педагогических достижений Санкт-Петербурга-2017   учителя физики губернаторского физико-математического лицея №30  Александра Рамазанова, участие в конкурсе дает полезный опыт и, кроме прочего, заставляет победить... лень. Как настоящий физик, Александр Рамазанов знает, что, если любую систему оставить в покое, она будет совершенно непроизвольно возвращаться к исходному состоянию, в котором привыкла находиться, поэтому возможность участия в конкурсе - это повод внутренне встряхнуться, заставить себя сделать что-то новое. В случае с Александром Рамазановым ему конкурсный опыт помог стать увереннее в выступлениях перед большой аудиторией. До этого педагог даже не предполагал, что способен  всецело овладеть вниманием публики.
Таким образом, как  подытожили профессиональные лидеры, конкурс - это не только движение вперед, но и шанс увидеть себя в профессии, может, что-то переосмыслить, изменить, понять. Не воспользоваться этой уникальной возможностью - большое упущение.

Санкт-Петербург, фото автора